По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в феврале 2007 года достигло 153,47 млн, увеличившись на 1,3 млн с января 2007 года. Напомним, что прирост в январе составил 0,38 млн, а в декабре – 10,73 млн. Таким образом, декабрьский показатель – наилучший по данным AC&M Consulting начиная с сентября 2006 года. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в феврале до 105,7 % против 104, 9 % январе и 104,6 % в декабре, увеличившись, таким образом, еще на 0,8 %.
В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец февраля 2007 года составил 27,101 млн и 8,794 млн соответственно (на конец января – 26,889 млн и 8,804 млн соответственно; на конец декабря 2006 года – 26,561 млн и 8,819 млн), а проникновение составило 159,6 % (Москва) и 138,7 % (Петербург) (показатели января – 158,3 % и 138,9 %, декабря - 156,4 % и 139,1 % соответственно). Таким образом, в Москве наблюдается прирост абонентской базы: 212 тыс., соответственно вырос и уровень проникновения – на 1,3 %. В Петербурге же наблюдается обратная картина: и объем абонентской базы, и уровень проникновение неуклонно снижаются – на 10 тыс. абонентов и на 0,2 %. Причем, темпы уменьшения несколько снизились. Так, в январе абонентская база уменьшилась на 15 тыс. Напомним, что еще в декабре в Петербурге отмечался прирост абонентской базы: он составил 125 тыс., что было значительно выше всех показателей осени, а особенно – ноября (прирост в сентябре 2006 года – 100 тыс., в октябре – 79 тыс., а в ноябре – 76 тыс.).
В феврале чистый прирост абонентской базы в России распределился следующим образом: «МегаФон» получил 38,4 %, «ВымпелКом» - 20,2 %, а МТС – 1,4 %, оставшиеся 40,0 % приходятся на долю остальных операторов. Отметим, что в январе и МТС, и «ВымпелКом» показывали отрицательный прирост, поэтому февраль можно для этих двух операторов признать успешным, при этом для «ВымпелКома» ситуация изменилась кардинально: ему удалось выйти на второе место по приросту за месяц. МТС же, хоть и не показали отрицательных результатов, но по сравнению, например, с декабрем (тогда прирост абонентской базы МТС составил 24,8 %) не добились значительного увеличения абонбазы. Напомним, что в январе прирост распределялся таким образом: «МегаФон» - 54,7 %, другие операторы – 45,3 %. В феврале 2007 года продолжилась тенденция предыдущих месяцев, согласно которой значительная доля прироста принадлежит небольшим региональным операторам.
В итоге к концу февраля 2007 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так (по данным AC&M Consulting, в скобках даны показатели января): количество абонентов МТС по России составляет 51,220 млн (51,203 млн), «ВымпелКом» - 47,958 млн (47,722 млн), «МегаФон» - 30,501 млн (30,052 млн).
Рынок России в феврале 2007 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 33,4 % (доля по сравнению с январем снизилась на 0,2 %), «ВымпелКом» контролирует 31,2 % (уменьшение доли на 0,2 %), «МегаФон» занимает 19,9 % (рост на 0,2%), остальные операторы владеют 15,5 % (увеличение доли на 0,2 %). Таким образом, февраль завершается укреплением существующей с лета тенденции: рост по этому показателю продолжают демонстрировать «МегаФон» и региональные операторы.
В Петербурге в феврале 2007 года наблюдалось уменьшение совокупной абонентской базы. При этом ситуация по приросту отдельных операторов по сравнению с январем поменялась кардинально. Напомним, что в январе в Северной столице и МТС, и «ВымпелКом» показывали отрицательный прирост, прирост Tele2 составлял 46,2 %, «МегаФона» - 49,1 %, «Скай Линк» - 4,7 %. В феврале же отрицательный прирост продолжили показывать МТС, такой же результат – у «МегаФона». «ВымпелКом» же в феврале показал значительное улучшение показателей – до 95,6 % чистого прироста, а «Скай Линк» и Tele2 – уменьшение прироста по сравнению с январем. Однако если «Скай Линк» уменьшил прирост чуть больше, чем в 2 раза (с 4,7 % в январе до 2,2 % в феврале), то для Tele2 уменьшение приобрело более масштабный характер: с 46,2 % в январе до 2,2 % в феврале). Таким образом, в Северной столице на первом месте по приросту за февраль – «ВымпелКом» (95,6 %), на втором – «Скай Линк» и Tele2 (по 2,2 %). Поясним, что, несмотря на положительную динамику этих операторов, общая абонентская база Петербурга уменьшилась до 8,794 млн.
Доли петербургского рынка в результате распределились в феврале так: «МегаФон» занимает 34,8 % (потеря по сравнению с январем составляет 0,1 %), МТС владеют 30,0 % (потеря 0,4 %), «Билайн» - 23,5 % (прирост 0,5 %), а Теле2 – 9,4 % (ухудшение позиций на 0,1 %). «Скай Линк» владеет 2,3 % рынка (доля выросла на 0,1 %).
Количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленобласти в декабре, по оценкам spbIT.ru, составляет около 190 тыс. стартовых пакетов, что выше результатов прошлого месяца, однако не сильно отличается от показателей января. Январский показатель равнялся 185 тыс. Это, вероятно, объясняется невысокими активностями дилерских сетей и покупателей. Напомним, что в декабре было продано значительно большее количество стартовых пакетов (258 тыс.) и обусловлено это было, прежде всего, предпраздничной активностью как продавцов, так и покупателей. В феврале же внимание игроков рынка сотовой связи в большей степени было направлено на удержание уже существующих абонентов путем повышения их лояльности, что значимо при столь высоком уровне проникновения и небольшом количестве «свободных» абонентов.
На первом месте среди дилеров по итогам февраля (по данным spbIT.ru) традиционно находится «Евросеть» с 33,2 тыс. проданных контрактов. На второе место вышел «Связной» с 32,9 тыс. На третьем находится «Ультра» с 27,4 тыс., а на четвертом - «Телефорум»: в феврале он реализовал 24,1 тыс. контрактов. «Диксис» показал уровень продаж в 21 тыс., а «Цифроград» - в 18,5 тыс. Такое распределение мест уже достаточно традиционно: в январе наблюдалась аналогичная ситуация.
При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в Северной столице в феврале 2007 года стал «Билайн» - 38,9 %, напомним, что в прошлом месяце он занимал второе место после Tele2, оказавшегося в феврале на втором месте с 26,9 %. Далее - МТС с 17,12 %, «МегаФон» с 16,14 % и «Скай Линк», который привлек 0,94 %. Отметим, что «МегаФон» в январе и феврале 2007 года заметно снизил свои показатели по сравнению с декабрем 2006 года: в последнем месяце 2006 года его доля составила 34 % от всех подключений Северной столицы. Эти данные – не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов. Также следует отметить, что уже достаточно давно эксперты рынка отмечают, что размер абонентской базы или уровень подключений не влияет напрямую на доход как от абонента в среднем, так и у оператора целиком.
Маркетинговая активность в феврале выросла по сравнению с первым месяцем года за счет предпраздничных инициатив. Так, операторы сотовой связи в феврале вывели на рынок несколько предложений, которые должны были увеличить число подключившихся.
1 февраля 2006 года, оператор CDMA-стандарта «Скай Линк Петербург» запустил на всей территории действия сети бонусную программу «Заработай на входящих» для абонентов нескольких тарифных планов. Ранее такая программа была запущена только для одного тарифного плана – «Мобильная тысяча» (см. выпуск новостей от 2 февраля 2007 г.).
В начале февраля «Билайн» запустил услугу «Все друзья», подключение которой позволяет совершать исходящие звонки на пять любых номеров, в том числе городские и сети других операторов, за 0,45 рубля в минуту (см. выпуск дайджеста от 7 февраля 2007 г.). Аналогичные опции других операторов не предлагают столь широких возможностей для выбора «любимых» номеров, поэтому, как отмечают представители «Билайн», ее запуск позволил увеличить количество новых подключений, а не только лояльность абонентов.
С 12 февраля «Скай Линк» запустил «прямые тарифы» - тарифные планы с нумерацией в городском коде ABC (812), на которых отсутствует абонентская плата (см. выпуск новостей от 13 февраля 2007 г.).
В феврале оператор сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы» макрорегион «Северо-Запад» начал активно инициировать различные маркетинговые акции и вносить изменения в тарифную линейку (см. выпуск новостей от 16 февраля 2007 г.). 14 февраля МТС объявили о старте сразу нескольких инициатив. Во-первых, был продлен срок действия услуги «Новогодняя скидка» до 30 июня этого года. Во-вторых, в этот же день стартовала услуга «Абонент в сети». Она позволяет получать информацию о регистрации в сети телефона абонента, которому до этого абонент не смог дозвониться из-за того, что его телефон был выключен или находился вне зоны действия сети. Последняя услуга «Скидка 50%» предназначена для абонентов тарифов «Red», «Первый» и «Мы». При подключении абонент бесплатно получает скидку 50 % на все внутрисетевые вызовы по России. Скидка действует с 14 февраля по 30 ноября 2007 года включительно. Другой игрок рынка, «МегаФон Северо-Запад», 15 февраля 2007 года объявил о запуске нового вознаграждения в рамках программы «МегаФон-Бонус» – «Пакет MMS». Накопив 20 бонусных баллов и заказав вознаграждение «Пакет MMS» в период с 14 февраля по 8 марта 2007 года включительно, абоненты сети получают пять бесплатных MMS-сообщений, которые могут отправить до 31 марта 2007 года.
В середине месяца было объявлено об изменениях в тарифном плане Maxi (см. выпуск дайджеста от 16 февраля 2007 г.). В рамках инициативы был снижен размер абонентской платы до 495 рублей (напомним, что в момент запуска тарифа абонплата в Петербурге и области составляла $25). При этом размер пакета предоплаченных минут исходящих вызовов на телефоны других операторов фиксированной и сотовой связи «домашнего» региона увеличен с 200 до 300 минут. Кроме того, при подключении на Maxi в период с 16 февраля по 31 марта 2007 года абонент получает в подарок 1 тыс. бесплатных минут исходящих вызовов в течение трех месяцев равными долями.
С 19 февраля МТС запустили второй тарифный план линейки Red - Red_text, основной особенностью которого стала низкая стоимость SMS- и MMS-сообщений. Кроме того, для абонентов этого тарифного плана создан WAP-портал wap.mtsred.ru, позволяющий сохранять сообщения в «Живом Журнале» (см. выпуск новостей от 20 февраля 2007 г.).
Днем позже «МегаФон» запустил новый тарифный план «Домашний», основной особенностью которого является льготная стоимость внутрисетевых вызовов. Интересно, что оператор позиционирует это федеральное предложение как своеобразную альтернативу фиксированной связи (см. выпуск новостей от 21 февраля 2007 г.).
Одновременно с этим ряд новинок инициировали и МТС (см. выпуск новостей от 21 февраля 2007 г.). Первая из них – запуск тарифа «Спринт». Причем, если запуск Red_text - федеральная акция, то старт тарифа «Спринт» - инициатива МТС, распространяющаяся только на макрорегион «Северо-Запад». Основная особенность предложения – низкая стоимость вызовов на все мобильные – 1,8 рубля. При этом на тарифе доступна опция «Скидка 50 %», с ее учетом стоимость внутрисетевых вызовов составит 0,9 рубля. За вызовы на стационарные телефоны Петербурга абоненту придется заплатить 3,9 рубля. Подключение к тарифу «Спринт» доступно до 30 сентября 2007 года. Еще одной новой услугой в линейке МТС стала опция «Живой ноль». Как рассказали представители оператора, ее запуск будет осуществляться поэтапно. Абонентам тарифных планов «Джинс», «Все Свои», «Универсальный» и «Стимул» сервис доступен с 20 февраля. В течение года услуга будет предоставлена пользователям других тарифных планов. «Живой ноль» позволяет получать бесплатные входящие звонки с любых телефонов при нулевом балансе при нахождении на территории Петербурга и Ленинградской области, а также при подключенной услуге «Льготные вызовы во внутрисетевом роуминге» на территории Северо-Западного региона. При этом входящие SMS доступны на всей территории внутрисетевого роуминга МТС. «Живой ноль» предоставляется бесплатно и не требует дополнительного подключения и настроек. Последним нововведением стал «Мобильный портал» - сервис для управления услугами, получения информации и развлечений.
В конце февраля «Скай Линк» активизировался в области создания новых возможностей для продажи стартовых пакетов. Так, был создан интернет-магазин (см. выпуск новостей от 26 февраля 2007 г.). Кроме того, «Скай Линк Петербург» заключил партнерское соглашение с сетью магазинов бытовой техники «Техношок». Согласно ему во всех магазинах сети будут продаваться терминалы для мобильного доступа в Интернет (см. выпуск новостей от 1 марта 2007 г.).
Отметим, что несмотря на праздничный период, который начался в середине месяца, дилерские сети не активно проводили в феврале совместные с сотовыми операторами инициативы, ориентируясь в основном на акции с вендорами (см. например, выпуск новостей от 12 февраля 2007 г.).