Продукт «Интуиция» создан в рамках концепции «нишевого» маркетинга и предназначен для женской аудитории. В соответствии с этим маркетинговым направлением ОАО «ВымпелКом» начинает предлагать индивидуально для каждой группы потребителей определенный мобильный телефон с предустановленными настройками и тарифным планом, оптимизированным согласно образу жизни и требованиям этой группы. «Интуиция» - это первый продукт данной концепции среди предложений оператора. К телефону уже подключен пакет из трех услуг: мобильный GPRS-интернет, GPRS-WAP и MMS. По мнению представителей пресс-службы, благодаря этому обладательницам «Интуиции» не требуется вникать в тонкости технологии. Специально для нового продукта компания Samsung Electronics произвела ограниченную партию телефонов модели E530 эксклюзивного черного цвета. Первоначальный объем поставок телефонов составляет 50 тыс. штук.
Как сообщает пресс-служба, возможности меню телефона в рамках тарифного плана «Интуиция» разрабатывались с учетом женских интересов и предпочтений. В него входят девять постоянно обновляемых разделов, в любой из которых можно попасть одним нажатием центральной полосатой черно-желтой кнопки телефона. По мнению разработчиков, меню «Интуиции» должно демонстрировать женщине, что мобильный Интернет – это просто, и нужная информация доступна в любое время. Раздел «Выходи в свет» помогает с выбором ресторана или выставки; «Сюрприз» предлагает новый анекдот или афоризм; «Слушай» устанавливает музыкальный хит в качестве мелодии звонка; «Раскрась мир» позволяет постоянно менять имидж телефона с помощью новых картинок. «Что нового» предлагает новости мира культуры и шоу-бизнеса, а также информацию о распродажах и специальных предложениях. Раздел «Помощь» содержит дополнительную записную книжку с необходимыми женщине телефонами, а любую услугу оператора можно подключить в разделе «Пользуйся». Кроме того, в меню предлагаются развлекательные разделы «Играй» и «Знакомства».
Кроме того, в телефоне Samsung E530 предусмотрена мегапиксельная камера со вспышкой, запись видео в формате MPEG-4, Bluetooth и МР3-плеер. Ориентировочная стоимость комплекта «Интуиция» в собственных офисах продаж «Билайн» составит $340, но розничная цена у дилеров может отличаться.
Отметим, что «Билайн» проводил политику запуска GPRS-услуг (в том числе и MMS) одновременно со стартом своих сетей в том или ином регионе. Так, в Петербурге в тестовом режиме они были запущены в апреле 2003 года, когда компания вышла на рынок. Старт опытно-коммерческой эксплуатации состоялся в июле 2003 года, а коммерческой – в сентябре 2003 года.
По условиям тарифа исходящие вызовы на сотовые телефоны «Билайн» и телефоны других операторов сотовой связи Петербурга и Ленинградской области обойдутся абоненту в $0,04 (все цены приведены без учета НДС), исходящие вызовы на фиксированные номера в Петербурге и Ленинградской области и мобильные телефоны других операторов сотовой связи Северо-Западного региона и все входящие вызовы, кроме звонков с сотовых телефонов «Билайн», а также с телефонов других мобильных операторов Петербурга и Ленинградской области, - в $0,12. Исходящие вызовы на сотовые телефоны «Билайн» Северо-Западного региона будут стоить $0,06. Звонки на «любимые номера» предоставляются со скидкой в 50 % («любимым» может быть выбран как номер «Билайн», так и оператора фиксированной связи). Что касается стоимости передачи данных, то здесь параметры традиционны для оператора, с той лишь разницей, что на тарифном плане отсутствует абонентская плата за возможность пользования GPRS и WAP. Напомним, что на других тарифах «Билайн» в подавляющем большинстве регионов она сохранилась и составляет $3 в месяц – это кредитная форма оплаты, а также существует предоплата, предполагающая, что со счета абонента ежедневно будет списываться $0,03. При этом недавно оператор отменил в ряде регионов абонентскую плату за пользование передачей данных (см. выпуск новостей от 24 ноября 2005 г.). Остальные расценки таковы: $0,19 - цена 1 мегабайта данных, принятых или полученных с помощью мобильного GPRS-интернета, столько же стоит отправка одного MMS-сообщения, а 10 Кб WAP-трафика стоят $0,03. Нетарифицируемый объем и переданных, и полученных данных составляет 5 Кбайт.
Напомним, в начале осени этого года проект, предоставляющий сервисы, с которыми перекликается предложение от «Билайн», запустили «Мобильные ТелеСистемы». Впервые российские абоненты получили возможность пользоваться сервисом i-mode в середине сентября этого года (см. выпуск новостей от 8 сентября 2005 г.). В первое время вывод «Мобильными ТелеСистемами» японской сервис-технологии i-mode на рынок Москвы и Петербурга был воспринят конкурентами со скептицизмом – главные сомнения вызывала привлекательность для россиян телефонов, жестко привязанных к одному оператору. Однако ответный ход от «Билайна», который традиционно позиционирует себя как лидера в области инновационных услуг, не заставил себя ждать.
Напомним, что технология i-mode является фирменной разработкой японского оператора NTT DoCoMo. Эту технологию лицензировали операторы из Европы, Тайваня и Австралии, и теперь i-mode является одной из самых масштабных в мировом масштабе мобильных услуг. По данным аналитиков, пользователи i-mode в Японии тратят на услугу в среднем $20 в месяц, в Европе - от $8 до $13 в месяц. Технология i-mode подразумевает интернет-сервис для сотовых телефонов с постоянным соединением, основанным на пакетной коммутации. Каждому абоненту i-mode автоматически выделяется адрес электронной почты, предоставляющий возможность обмениваться сообщениями как с другими устройствами i-mode, так и с обычными портативными и настольными компьютерами. Протоколы, используемые в системе i-mode, близки к протоколам Интернета, для написания страниц используется язык Compact HTML, который является сокращенной версией HTML. В этом и заключается основное отличие i-mode от WAP-протокола, для которого существует специальный язык WML.
Первым российским дилером мобильных телефонов с услугой i-mode стала компания «Связной». С 7 сентября 2005 года это эксклюзивный дилер МТС по продаже сотовых телефонов с функцией i-mode и, соответственно, главный партнер оператора по продвижению этой технологии на рынке страны. «Спрос на телефоны с услугой i-mode сейчас достаточно большой, и продолжается его рост. Отмечу, что чем больше появляется информации об услуге, тем больше появляется желающих ее приобретать», - сообщает директор петербургского филиала компании «Связной» Алексей Бадмаев. В ассортименте центров мобильной связи «Связной» представлены все модели телефонов i-mode, подключенные к тарифным планам МТС: сверхтонкий аппарат среднего класса с цветным дисплеем NEC N343i, аппарат с 1,3-мегапиксельной камерой NEC N411i, Samsung S342i с возможностью видеозаписи, модель высокой ценовой категории Samsung S410i и аппарат среднего класса LG L342i. С начала будущего года планируется дальнейшее расширение ассортимента. Весной этого года компания МТС проводила переговоры и с другими дилерскими сетями, но договориться с ними о продаже телефонов с функцией i-mode не удалось. Тогда оператор предлагал дилерам эксклюзивное соглашение на реализацию терминалов с поддержкой i-mode. По условиям этого соглашения компания-дилер должна была выкупить в течение полугода 250 тыс. таких терминалов. Что касается итогов развития этой услуги с рыночной точки зрения, то они пока не раскрываются, но, по некоторым данным, за первый в месяц в Петербурге было продано около 3 тыс. i-mode-телефонов.
При этом, по словам представителей «Связного», с этой дилерской сетью ОАО «ВымпелКом» о возможности продвижения «Интуиции» пока переговоров не вело, поэтому говорить о возможном сотрудничестве пока рано. Сеть салонов «Евросеть» в данный момент также не предоставляет своим клиентам услугу подключения к новому тарифному плану «Интуиция». А управляющий розничной сетью «Телефорум» Игорь Алехин отметил, что хотя подключения к «Интуиции» данный дилер не реализует, но в сотрудничестве с «Билайн» проводит постоянные акции. «Только что у нас завершилась совместная акция, участники которой получали $5 на счет. В следующем году акции с оператором продолжатся. В ноябре «Билайн» был лидером продаж в сети салонов «Телефорум». Интерес клиентов к этому оператору стабилен, но очень многое зависит и от того, в ком заинтересованы дилеры», - сообщил он. Из опрошенных корреспондентом spbIT.ru дилеров лишь в федеральной сети салонов «Ультра» сообщили, что в настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве с «Билайн» в направлении продвижения «Интуиции».
Третий оператор «большой тройки», «МегаФон», сосредоточил свои усилия на продвижении допуслуг в рамках сервисов, не привязанных к определенным моделям телефонов, – но под отдельным брендом «МегаФон.Pro». В 2005 году Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» запустил в коммерческую эксплуатацию новые услуги на базе технологий Wi-Fi и EDGE. В городе и области сейчас расположено более 400 базовых станций, которые поддерживают технологию EDGE. В ближайших планах компании - увеличение точек доступа к услуге "Мобильный Интернет Wi-Fi", расширение зоны EDGE, а также услуги "Мобильное телевидение". По словам представителей пресс-службы оператора, очень популярные сервисы на сегодняшний день - возможность загрузки мобильного контента на WAP-портале "МегаФон Северо-Запад" (игры, картинки, мелодии). Пользуется спросом услуга "JAVA-каталог мелодий", которая позволяет загружать в память мобильного телефона не одну мелодию, а целое JAVA-приложение, которое содержит каталог мелодий. Услугами «МегаФона» "WAP-Портал" и "SIM-Портал" регулярно пользуются 20 % абонентов компании.
В заключение отметим, что каждый из операторов уверен в успехе именно "своей" технологии. Тем не менее, наблюдатели считают, что i-mode больше подходит для активных потребителей платного мобильного контента, такого как картинки, мелодии и игры, а WAP – для тех, кто заказывает контент "от случая к случаю".