Деловой завтрак «Технополис»: тенденции рынка труда в ИТ-сфере 2011: задачи и решения

Вчера, 21 апреля, в Петербурге технопарк Technopolis провёл деловой завтрак. В рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы подбора, обучения, развития и удержания персонала, международные HR-практики в условиях российской действительности, работа над HR-брендом, создание корпоративного ИТ-университета и т.д. С докладами выступили представители компаний АНКОР, «Яндекс», Microsoft, JTI.

Напомним, что компания Technopolis ранее неоднократно проводила мероприятия формата Business Breakfast (см. новость раздела «Технополис» от 4 апреля 2011 г.,  а также новость раздела «Технополис» от 29 марта 2011 г. и новость раздела «Технополис» от 31 марта 2011 г.). Деловые завтраки являются уже традиционными для всех технопарков Technopolis в Финляндии и представляют собой встречи для неформального общения представителей инновационного сообщества на актуальные для бизнеса темы.

На этот раз специалисты международных ИТ-компаний в своих выступлениях отразили тенденции рынка труда в сфере информационных технологий на 2011 год, рассказали о ключевых стратегиях работы с персоналом в своих компаниях.

 

 

Менеджер по продажам услуг развития бизнеса «Технополис Санкт-Петербург» Ольга Андреева выступает с приветственной  речью  перед участниками делового завтрака

Руководитель группы по подбору персонала в сфере ИТ и телекоммуникаций кадрового холдинга АНКОР в Санкт-Петербурге Андрей Никаноров поделился результатами исследования «Мотивация ИТ-специалистов»., которое проводилось в марте 2011 года в Москве и Петербурге. Ключевыми участниками опроса были специалисты и менеджеры без подчинённых (60 %) возрасте от 21 до 30 лет (55 %) и от 31 до 40 лет (35 %), работающие в российских компаниях без офисов за рубежом (38 %) и в филиалах международных компаний (38 %), которые специализируются в области системной интеграции (ИТ-аутсорсинге) и в ИТ in-house. Интересно, что большинство опрошенных отметили в качестве самых желанных работодателей такие компании, как Google, Microsoft, IBM. Среди других «работодателей мечты» были названы Apple, HP, Yandex, SAP, Cisco, EMC, Nokia, «Газпром», Coca-Cola, Shell, «Сочи 2014». Таким образом, показательно, что HR-бренд скорее всего влияет на мотивацию ИТ-специалистов. Кроме того, удалось выявить, что такие мотивационные факторы как перспективы карьерного роста, возможность самореализации влияют больше всего на успешное трудоустройство кандидатов в сфере ИТ. Важно, что 55 % опрошенных теоретически хотели бы уехать из России, 22 % уже принимают шаги в этом направлении. Некоторые из них так комментируют cвою. позицию: «Работу в России буду рассматривать в последнюю очередь, так как работать с иностранцами намного комфортнее». Также удалось выявить положительную динамику в действиях специалистов по ИТ: по сравнению с 2009 годом, в настоящем исследовании процент респондентов, ответивших, что не используют ресурсы или коммерческую информацию официального работодателя в процессе подработки, вырос от 4 % до 62 %. Как отмечали респонденты: «Хорошим тоном будет принести свой опыт. Разработки компании являются коммерческой тайной и должны принадлежать работодателю».

 

 

Business Breakfast собрал  линейных руководителей ИТ-подразделений,  HR-менеджеров ведущих ИТ и телекоммуникационных компаний Санкт-Петербурга 

 

О внутренней ситуации по работе с кадрами рассказал куратор академических программ «Яндекс» в Санкт-Петербурге Павел Вотчицев: «Сложность задач, с которыми нужно справляться,  растёт быстрее, чем квалификация людей. Задачи усложняются не только в количестве, но и в качестве. Следовательно, в первую очередь нужно заниматься обучением, а только затем поиском людей». В компании «Яндекс» развита система работы и обучения стажёров и практикантов, у которых есть возможность выбирать различные роли и проекты в ходе обучения и прохождения практики. В 2011 году компания «Яндекс» в Петербурге выступила с  несколькими образовательными инициативами. Это Computer Science Center и «Яндекс.Субботник». «Яндекс.Субботник» – это открытое регулярное мероприятие. Как отмечает Павел Вотчицев, «это мероприятие про проблемы» (подробнее о «Субботнике» см. новость раздела «Маркетинг» от 3 марта 2011 г.). На подобных встречах у участников есть возможность поработать над культурой презентаций своего труда. Другая образовательная инициатива компании «Яндекс» носит название Computer Science Center и состоит из Академии современного программирования, Computer Science Club и Школы анализа данных. «Клуб не является конкурентом ВУЗам. Это вечернее бесплатное образование. Программа может быть полезна для студентов, аспирантов и специалистов, рассчитана на 2 -3 года». Павел также отметил, что уровень зарплат, который предлагает компания «Яндекс» своим специалистам, можно назвать среднерыночным, так как в первую очередь важно, чтобы людей мотивировала сложность задач, а не уровень зарплат.

 

  

  Куратор академических программ «Яндекс» в Санкт-Петербурге Павел Вотчицев рассказывает об образовательных инициативах компании

 

 

В компании Microsoft, по словам руководителя представительства компании в СЗФО Сергея Мальгина, НR является бизнес-партнёром для остальных подразделений. Г-н Мальгин отметил, что в международной компании Microsoft «требуются люди с правильным бэкграундом, растёт потребность в опытных сотрудниках». И эта тенденция, по словам г-на Мальгина, требует новой HR-стратегии. На сегодняшний день HR- департамент в компании Microsoft выполняет широкий ряд функций, к которым относятся понимание мотивации персонала, координация организационной работы разных подразделений, управление изменениями, привлечение талантов, а также удержание персонала. «Кадровая текучка в петербургском офисе минимальна. Люди ценят в работе возможность самореализации, а не только деньги», - комментирует г-н Мальгин.

 

 

Руководитель представительства компании Microsoft в СЗФО Сергей Мальгин говорит об управлении персоналом в международной компании 

 

Павел Жаров, региональный директор Службы Глобальной Поддержки JTI, рассказал об опыте своей компании в работе с персоналом. «Кандидаты очень изменились. Новое поколение соискателей и работников, родившихся после 82-го года, можно назвать поколением Y, ценности которого отличаются от поколения X, согласно немецкому исследованию. Поколение Y отличается мобильностью и более требовательно к работодателю», - отмечает г-н Жаров.

 

 

Региональный директор подразделения международной компании Japan Tobaсco International Павел Жаров считает, что HR-специалистам нужно держать руку на пульсе современных тенденций 

Задача линейных руководителей и HR- специалистов - адаптировать свои условия труда и подход к изменяющимся потребностям сотрудников. Как отмечает Павел, новое поколение имеет определённый стиль жизни, что не может не влиять на общий подход к работе. Это и любовь к современным мобильным устройствам, networking, работа в виртуальной среде, высокая степень мобильности, приверженность новым технологиям и нововведениям. «В итоге мы планируем ввести изменения дресс-кода, открыть доступ к социальным сетям, в столовой появилась музыка», - резюмирует г-н Жаров.

Рубрики: Маркетинг

Ключевые слова: обучение персонала, кадры, Технополис, Technopolis, инновации