Поиск@Mail.Ru: популярность за прошедший год выросла на 44 %

Компания Mail.Ru Group провела пресс-конференцию в Москве, посвященную тенденциям развития российского и мирового рынка поисковых интернет-систем. О настоящем и будущем разработок компании в области поисковых технологий рассказал вице-президент и технический директор Mail.Ru Group, глава направления E-commerce Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

Технологическая система Поиск@Mail.Ru является самой молодой и наиболее быстрорастущей поисковой системой из числа активно используемых в настоящее время в Рунете. Годом ее «рождения» принято считать 2006-й, когда в компании обратили внимание, что, несмотря на огромный объем накопленной информации, Mail.Ru Group до сих пор не имеет собственной поисковой службы. Ее появление связывали с тем, что поисковый движок сможет помогать в будущем расширять собственный портфель предлагаемых интернет-решений. Уникальный контент, накопленный в старейшей в Рунете почтовой бесплатной службе Mail.Ru, популярной социальной сети «Одноклассники» и социальном хостинге «Мой Мир», обещал стать великолепной отправной точкой для развития собственной экспертизы Mail.Ru Group в области поискового сервиса.

Разработка Поиск@Mail.Ru опиралась на первых порах на использовании поискового механизма Google. Затем был осуществлен переход на использование движка Яндекс. До 2010 года служба Поиск@Mail.Ru работала в тестовом режиме, а начиная с прошлого года был осуществлен ее перевод в режим полнофункциональной эксплуатации.

За прошедший год службе Поиск@Mail.Ru удалось захватить 9,4 % рынка поисковых услуг в Рунете, набрав за это время суммарную клиентскую базу, оцениваемую в 33 млн пользователей в месяц.




Владимир Габриелян, вице-президент и технический директор Mail.Ru Group,
глава направления E-commerce Mail.Ru Group



Предоставление сегодня поисковых услуг не ограничивается только Россией и распространяется на целевую аудиторию стран, входящих в СНГ. Так, за прошедший год Поиск@Mail.Ru сумел подняться до 3-го места на рынке поисковых услуг в РФ, Украине и Беларуси (получив 9,4 % доли рынка) и до 2-го места в Казахстане (25,5 % рынка).

Если сравнивать Поиск@Mail.Ru с конкурентами по занимаемой ими доли рынка поисковых систем в Рунете, то служба Mail.Ru пока уступает – сегодня Яндекс имеет 50,5 % доли рынка, а Google –  36,2 %. Однако скорость роста популярности поисковых услуг у Mail.Ru значительно выше и составляет +44 % за прошедший год, тогда как у конкурентов она находится на более низком уровне – +6 % (Google) и –7 % (Яндекс).





Существенный рост аудитории Поиск@Mail.Ru наблюдается начиная с лета прошлого года. Это связано с тем, что компания Mail.Ru Group внедряла в это время собственную сборку интернет-браузера Mail.Ru («Интернет»), разработанную на базе Chromium. Применение этого метода дистрибуции было выбрано, исходя из общемировых трендов, которые Mail.Ru старается отслеживать. В частности, аналогичную практику по совместному продвижению поисковых и браузерных услуг применяет Google и уже сумела добиться значительных успехов – браузер Chrome в декабре прошлого года впервые в истории стал самым популярным браузером в мире по объему охваченной аудитории.

Лидерство среди поисковых систем компания Mail.Ru Group наращивает благодаря усилиям, вкладываемым прежде всего по технологическим направлениям. Компанией делается ставка на повышение качества поиска. Успех проводимых технологических разработок по совершенствованию механизма отбора ответов, получаемых от поисковой машины, отмечают также независимые исследования, проведенные компанией «Ашманов и Партнеры». Эти тренды, связанные с повышением за последний год качества обработки поисковых запросов, хорошо отражены на следующей серии графиков, предоставленных экспертами:





Компанией Mail.Ru Group ведутся также работы по совершенствованию направления использования искусственного интеллекта для обработки поисковых запросов. В частности, Владимир Габриелян отмечает успехи, достигнутые Mail.Ru в совершенствовании методов рейтингования поисковой выдачи. Благодаря новым методикам, компании удается интеллектуально выявлять факторы, характерные для «хороших» (с точки зрения ожиданий пользователей) сайтов, которые затем применяются в универсальных формулах при работе поискового механизма. В результате выдача получается значительно более релевантной, а «хорошие» сайты лучше ранжируются, предоставляя пользователям более качественную информацию.

Впрочем, внедрение технологий искусственного интеллекта пока находится на стадии опытного тестирования. Однако уже сейчас наблюдается рост качества их работы. Так, в феврале 2012 года Mail.Ru Group запустила публичную тестовую версию нового алгоритма обработки поисковых запросов, где применяются разработанные элементы ИИ и машинного обучения (он доступен по адресу http://o.go.mail.ru/). Согласно оценкам Mail.Ru Group, новый механизм уже достиг по качеству распознавания уровня основной (традиционной) версии (применяемой по базовому адресу Поиск@Mail.Ru).





Наращивание популярности поискового сервиса Mail.Ru Group ведется по каналам дистрибуции в Рунете. Для этих целей применяются тулбары Поиск@Mail.Ru. Это же направление продвижения активно применяется также и их конкурентами (Яндекс-бар, Спутник@Mail.Ru, Google Toolbar). Используется также другой механизм (также активно применяемый конкурентами), который заключается в предложении заменить в настройках существующего браузера выбор в поле «Поиск по умолчанию» (search box) на Поиск@Mail.Ru.

Особые надежды на рост популярности поискового сервиса Владимир Габриелян связывает с наращивания направления предустановленных поисков в мобильных устройствах. В отличие от настольных систем, где пользователь активно «экспериментирует» с выбором поискового механизма, для мобильных устройств наблюдается абсолютно иная картина – 90 % поисковых запросов там осуществляются через поиск по умолчанию. Поэтому неслучайно, что конкуренты обращают пристальное внимание долговременным партнерским связям с производителями мобильных телефонов (iPhone и Google, Bada и Яндекс). Как отметил Владимир Габриелян, Mail.Ru Group также активно работает в этом направлении.

Успех в дистрибуции через мобильные устройства Mail.Ru Group рассчитывает получить прежде всего за счет выпуска продуктов, более технологичных по сравнению с конкурентами. Речь идет о продвижении на рынок программных продуктов для мобильных систем, где используется голосовой поиск. В настоящее время компанией Mail.Ru Group уже выпущены такие поисковые приложения для платформ iOS (iPhone/iPad/iPod) и Android. В ближайшее время планируется дополнить их выпуском версий для платформ Windows Phone 7, Bada, а также для телевизионных аппаратов, оборудованных выходом в Интернет.

Автор: Игорь Новиков.

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: веб-сервис, Mail.ru, поисковые системы, веб