Сотовых абонентов стало меньше и в Петербурге. AC&M Consulting подсчитал первый квартал 2012 года

Аналитическое агентство Advanced Communications & Media Consulting представило отчёт по российскому рынку сотовой связи за I квартал 2012 года. Общее число подписчиков в России составило 225,8 млн. Проникновение по стране составило 156 %. В Санкт-Петербурге 13,3 млн человек являются активными пользователями сотовой связи, на 100 жителей города приходится по 210 SIM-карт. Данные показатели оказались ниже, чем в конце 2011 года. МТС и «ВымпелКом» показали отрицательную динамику прироста абонентской базы по Петербургу, а в целом по стране у всех игроков «большой тройки» снизилось число абонентов.

Общее число пользователей активных SIM-карт в России снизилось на 1,8 млн по сравнению с IV кварталом 2011 года (аналогичный показатель прошлого года превышен на 5,5 млн). Проникновение по стране в целом также уменьшилось – на 1,2 %. Рост по сравнению с прошлогодним показателем составил 3,8 %. В Санкт-Петербурге проникновение снизилось с 215,6 % до 210 %. Число подписчиков на конец марта составило 13,3 млн (13,7 млн – в декабре 2011-го).



Распределение петербургского рынка сотовой связи на 31 марта 2012 г. Данные AC&M Consulting
Распределение петербургского рынка сотовой связи на 31 марта 2012 г.
Данные AC&M Consulting



МТС остаётся лидером по числу пользователей в России и по странам СНГ в совокупности. Абонентская база оператора в России на исследуемый период составляет 69,4 млн. Общее число подписчиков оператора в России, Украине, Узбекистане, Армении и Белоруссии составляет 105,2 млн.

«ВымпелКом», по данным на конец I квартала, обслуживает в общей сложности 101,2 млн абонентов в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Армении, Грузии и Кыргызстане. Число пользователей в России составило 55,6 млн.

Показатели оператора «МегаФон» на конец I квартала следующие: 63 млн в общей сложности (Россия, Таджикистан, Абхазия и Осетия), из них 61,6 млн в России.

Четвёртым по величине сотовым оператором в России и странах СНГ остаётся Tele2, обслуживающий 20,9 млн пользователей. У «Ростелекома» 12,7 млн абонентов мобильной связи, у компании «Мотив» – 2,2 млн, группа СМАРТС и оператор «Скай Линк» обслуживают по 1,9 и 1,3 млн абонентов соответственно.

Доли на российском рынке сотовой связи в конце I квартала 2012 года распределяются следующим образом: 31 % занимает МТС, 27 % – «МегаФон», 25 % – «ВымпелКом», 9 % – Tele2, и 8 % приходится на других операторов. В Северной столице традиционно лидирует «МегаФон» (35 %), к нему приближается МТС (27 %). «Билайн» занимает 20 % петербургского рынка, Tele2 – 17 %, «Скай Линк» – 1 %.



Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 31 марта 2012 г. Данные AC&M Consulting
Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 31 марта 2012 г.
Данные AC&M Consulting



Согласно исследованию AC&M, все операторы «большой тройки» по сравнению с концом прошлого года показали отрицательную динамику роста абонентской базы в совокупности по всем странам присутствия. На российском рынке рост продемонстрировал Tele2, заняв 77 % рынка по приросту активных пользователей. Оставшаяся доля приходится на более мелких операторов. В Санкт-Петербурге приросли «МегаФон» и Tele2, занявшие по данным показателям соответственно 85 % и 15 % рынка.



Доли рынка по росту абонентской базы в Санкт-Петербурге за I квартал 2012 г. Данные AC&M Consulting
Доли рынка по росту абонентской базы в Санкт-Петербурге за I квартал 2012 г.
Данные AC&M Consulting



Отток абонентов можно объяснить тем, что в связи с крайней насыщенностью рынка операторы от политики переманивания пользователей от конкурентов переходят к политике увеличения дохода от имеющихся абонентов, то есть к увеличению ARPU. При этом на конец 2011 года игроки демонстрировали положительную динамику по сравнению с прошлым отчётным периодом (см. новость раздела AC&M Consulting от 10 февраля 2012 г.).



Доли российского рынка по приросту абонентов в 1 квартале 2012 г. Данные AC&M Consulting
Доли российского рынка по приросту абонентов в 1-м квартале 2012 г.
Данные AC&M Consulting



Маркетинговая активность сотовых операторов в I квартале 2012 года заключалась преимущественно в предоставлении более выгодных условий работы своим абонентам. Так, в Петербурге компании сосредоточились именно на расширении возможностей для своих пользователей, улучшении условий тарифных планов и предоставлении бонусов за пользование услугами.

«МегаФон Петербург» в начале года запустил в продажу на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области новый 3G-модем «МегаФон Е352», способный развивать скорость до 14,4 Мбит/с. В феврале была запущена акция, в рамках которой при покупке смартфонов Samsung в салонах связи «МегаФон» абонентам предоставляется 2 месяца мобильного доступа по опции «Безлимитный Интернет для телефона». С 20 февраля при подключении услуг «Уверенный сигнал – Лайт» и «Уверенный сигнал – Экстра» абонентам «МегаФона» предоставлена возможность c помощью оборудования фемтосоты улучшить сигнал 3G. Была проведена акция «Бонус за Мобильные платежи». С 1 марта при покупке высокоскоростного 3G-модема и SIM-карты с тарифным планом «МегаФон-Онлайн» в салонах связи «МегаФона» абонентам предоставляется бонус – 5 Гбайт мобильного Интернета. Также был увеличен срок действия услуги «Обещанного платежа» до 5 дней.

МТС Петербург обновил опцию «БИТ» в сторону снижения стоимости безлимитного Интернета до 50 рублей на первый месяц пользования (со второго месяца абонентская плата составляет 149 рублей), а также увеличена скорость доступа при превышении часового ограничения до 128 кбит/с, суточного – до 64 кбит/с. В рамках бонусной программы для абонентов МТС были добавлены новые способы накопления баллов за использование интернет-помощника, а также добавлены бонусы для пользователей тарифа «Супер МТС». В конце января стартовала новая акция «Туристическая СИМ-карта от МТС», в рамках которой входящие звонки в поездках по России, странам СНГ, Европы и популярным странам отдыха бесплатны с 1-й минуты разговора. В феврале для пользователей «Голосовой почты» стал доступен графический интерфейс управления услугой. В марте оператор запустил ряд сервисов, интегрированных с социальными сетями: это услуга отправки и получения SMS в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и Facebook за 1,5 рубля в сутки, а также возможность войти в личный кабинет МТС через данные ресурсы. Кроме того, приложение «МТС Сервис» стало доступно на iPad.

«Билайн Петербург» с 1 февраля обновил параметры тарифа «Просто»: минута местных исходящих вызовов и SMS на номера абонентов Санкт-Петербурга, а также 1 Mбайт мобильного Интернета стали тарифицироваться по 1 рублю. С 1 марта 2012 года возобновлено подключение к бонусной программе «Платёж Плюс» с новыми условиями расчета бонусов. Также были анонсированы новые предложения.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовая связь СПб, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, AC&M Consulting