Москва и Санкт-Петербург получат единого оператора проводного вещания и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

По сообщению ФГУП МГРС, в феврале 2013 года начался процесс создания единой системы, позволяющей производить многоуровневое оповещение населения РФ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Создание новой системы оповещения произойдет в том числе путем присоединения ФГУП РС СП к ФГУП МГРС, а также благодаря нескольким новым средствам оповещения – таким, как «электронная рында» и динамики, размещенным в квартирах и на лестничных площадках.

6 февраля 2013 года на территории Центрального музея связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге состоялось совещание по обсуждению результатов контрольного мероприятия, посвященному анализу состояния и перспектив развития проводного вещания и оповещения в Российской Федерации. Как было озвучено заместителем руководителя Россвязи Игорем Чурсиным во время вступительного слова, до настоящего времени координация деятельности предприятий, занятых обслуживанием инфраструктуры для оповещения населения, практически отсутствовала. Актуальность данной проблемы была подтверждена выходом 13 ноября 2012 года Указа Президента РФ № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В указе подчеркивалось, что сигнал оповещения о ЧС должен быть доведен до каждого человека, находящегося на территории, подверженной опасности. Кроме того, были поставлены сжатые сроки создания и внедрения такой системы – до 1 января 2014 года.

Первым шагом на пути к осуществлению данного проекта стало рассмотрение отчета о результатах контрольного мероприятия «Анализ состояния и перспектив развития проводного вещания и оповещения в Российской Федерации» коллегией Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина 21 декабря 2012 года. Многие факты этого отчета 6 февраля 2013 года раскрыл аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмелицын.



Заместитель руководителя Россвязи Игорь Чурсин



Г-н Бесхмелицын отметил, что в настоящее время оповещение населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может происходить различными способами. В частности, для оповещения могут широко использоваться возможности сотовой связи; кроме того, по словам Михаила Бесхмелицына, существуют технологии, позволяющие сотовым операторам взаимодействовать с представителями органов власти в режиме реального времени. Однако, несмотря на действительно широкий спектр средств гражданского оповещения в случае ЧС (сюда может входить все – от уличных электросирен до платежных терминалов), открытым остается вопрос надежности систем оповещения. И, как отметил г-н Бесхмелицын, наиболее надежным средством по-прежнему остается система радиовещания.



Аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмелицын



«Несмотря на то, что работы по усовершенствованию системы радиооповещения велись все эти годы, количество радиоточек сокращалось, – отметил Михаил Бесхмелицын. – Связано это в основном с низкой бизнес-рентабельностью проводного вещания по сравнению с ШПД или мобильной связью. Однако проект создания единого оператора проводного вещания и оповещения должен в первую очередь соответствовать критерию надежности».

Для осуществления проекта будет произведено присоединение ФГУП РС СП (Федерального государственного унитарного предприятия «Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга») к ФГУП МГРС (Федеральному государственному унитарному предприятию «Московская городская радиотрансляционная сеть»). Это решение было принято  Росимуществом в конце декабря 2012 года на основании представления Россвязи. «Создаваемое на основе ФГУП МГРС и ФГУП РС СП объединенное предприятие получает широкие перспективы развития сразу в двух областях – строительство и эксплуатация специальных сетей оповещения и решение инфраструктурных задач, связанных с оказанием инфокоммуникационных услуг», – сообщил генеральный директор ФГУП МГРС Вячеслав Иванюк.


Генеральный директор ФГУП МГРС Вячеслав Иванюк




Как отметил Михаил Бесхмелицын, внедрение комплексной системы экстренного оповещения населения будет реализовано благодаря созданию мультисервисного оператора, помимо оповещения жителей РФ в случае возникновения ЧС, также оказывающего услуги проводного радиовещания, а также услуги операторам связи по размещению их оборудования на объектах и созданию локальных систем на предприятиях. «Создаваемый мультисервисный оператор будет выступать не только в роли организации, управляющей государственным имуществом, но и в качестве системы, которая позволит нам отработать все методики и регламенты, в рамках которых будет осуществляться оповещение населения», – заявил г-н Бесхмелицын.

Он также отметил, что если в крупных городах население может быть оповещено самыми различными способами, то в местах компактного проживания подобная система может стать единственным средством оповещения. «Вне зависимости от места проживания, в случае возникновения чрезвычайной ситуации каждый должен быть гарантированно оповещен», – добавил г-н Бесхмелицын.
Еще одним из условий создания единого мультисервисного оператора было названо создание условий, при которых могло осуществляться успешное взаимодействие соседствующих субъектов (например, Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Также для создания системы, по словам Михаила Бесхмелицына, должна быть задействована вся существующая научная база, а все инновационные решения в области средств коммуникации должны быть доступны населению.


Совещание по обсуждению результатов контрольного мероприятия, посвященное 
анализу состояния и перспектив развития проводного вещания и оповещения
в Российской Федерации, прошедшее 6 февраля на территории Центрального
музея связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге



В заключение выступления г-н Бесхмелицын отметил также важность проекта в качестве фактора, позволяющего объединить такие глобальные службы, как Министерство связи, Россвязь и МЧС. Как было заявлено на совещании, именно надежность системы проводного вещания и послужила тем критерием, на основе которого выбор основы для осуществления проекта был осуществлен именно в ее пользу.

Впрочем, начальник отдела по связям с общественностью ФГУП МГРС Оксана Дышкант сообщает и о присутствии других критериев, среди которых есть и психологический фактор: «Как показывает опыт, полученный в том числе у зарубежных партнеров, именно уличные громкоговорители и динамики оповещения, размещенные в квартирах, являются наиболее гарантированным средством оповещения. После печально известного землетрясения в Японии в марте 2011 года появилась статистика о том, что более 70 % жителей префектур, подвергнутых стихийному бедствию, получили информацию о том, что происходит и какие действия следует предпринять, именно благодаря системе наружного оповещения. Что же касается мобильных телефонов, то, несмотря на то, что Япония заметно обходит многие другие страны по технологическому прогрессу, на SMS-сообщения с информацией о стихийном бедствии успели среагировать только 3 % жителей. Связано это с тем, что в момент, когда случается ЧС, люди склонны доверять командному голосу, перечисляющему те действия, которые им нужно предпринять».

Подробности

ФГУП МГРС – крупнейшая в мире сеть проводного оповещения и вещания. Основными направлениями деятельности компании являются оповещение при чрезвычайных ситуациях, трансляция государственных радиопрограмм, звукотехническое обслуживание особо важных государственных мероприятий.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: регулирование, Россвязь, Росимущество