Первую сеть нового поколения в Санкт-Петербурге уже больше года назад запустила компания Yota, на базе которой услуги под собственным брендом на правах виртуального оператора оказывает «МегаФон». В минувший четверг было принято решение об объединении операторов (компании «Скартел» и «Йота» присоединяются к ОАО «Мегафон»).
Собственные сети строят ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») и «МТС». Некоторые из них уже работают в отдельных областях Северо-Западного федерального округа, а до конца следующего года доступ на скоростях до 70 Мбит/секунду должен появиться и в Северной столице.
Аппетитные клиенты
Перспективы сетей 4G эксперты связывают с возрастающими потребностями абонентов. Ведь если для отправки SMS или электронной почты вполне достаточно скорости в 0,1 Мбит/секунду, то для прослушивания музыки требуется уже 1, а для просмотра качественного видео – аж 10 Мбит/секунду. По оценкам аналитиков компании Ericsson, уже через три-четыре года среднестатистический владелец смартфона будет в месяц «поедать» более 1 Гигабайта мобильного трафика, планшета – 3,2, а ноутбука – по 8 «гигов».
Пока же российские пользователи не проявляют большого интереса не только к суперскоростям, а к мобильному Интернету вообще. Так, по словам директора по маркетингу регионального филиала ОАО «МТС» Елены Копшарь, только половина владельцев смартфонов пользуются мобильным доступом в Интернет, а из них всего 5 процентов заинтересованы в предоставляемых в сетях 3G скоростях. Большинство же использует функцию передачи данных исключительно для получения почты, «посиделок» в социальных сетях и иногда прослушивания музыки. «Основная наша задача – рассказать о возможностях мобильного Интернета», – говорит Елена Копшарь. В «Мегафоне», по оценке руководителя отдела маркетинга массового рынка Вадима Меркулова, доля выходящих в Интернет смартфонов достигает 65 процентов.
Подавляющее большинство востребованных пользователями сервисов доступны на скоростях, которые могут быть предоставлены и в сетях 3G. Петербуржцам доступны услуги сразу четырех операторов, но цены чаще всего кусаются. Например, не желающие покупать пакеты и различные безлимитные опции владельцы смартфонов должны платить за Мбайт 9,9 рубля (у «Билайна») или 1,50 рубля (у «Мегафона» и «МТС»). Демпинговую политику пока проводит «Ростелеком», взимая всего 9 копеек за Мбайт.
Телефон особого назначения
По мнению самих участников рынка, спрос на услуги 4G сдерживает отсутствие дешевого пользовательского оборудования. Ведь в сетях LTE обычный GSM-мобильник работать просто не будет.
По оценкам директора по региональному развитию группы «Связной» Дениса Шейбаля, средний чек на смартфоны с поддержкой LTE по-прежнему остается достаточно высоким и составляет около 20 тысяч рублей, хотя за год такие устройства подешевели на 12 процентов. «Если раньше LTE поддерживали в преобладающем большинстве модели флагманского сегмента, то сегодня подобные устройства можно выбрать в среднем ценовом сегменте. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке планшетов. Доля смартфонов с поддержкой технологии LTE в общих продажах «умных» телефонов составляет порядка 11 процентов в натуральном выражении и 23 процентов в денежном», – поясняет Денис Шейбаль.
А вот по данным «Евросети», в России сейчас продается около 30 моделей смартфонов с поддержкой LTE, однако их доля в Северной столице составляет всего 1,7 процента. Еще хуже обстоит дело с работающими в стандарте 4G планшетами (доля не превышает 0,1 процента). «На данный момент многие города не имеют зоны покрытия LTE... На сегодняшний день поддержка LTE не является стратегически важной функцией смартфона», – убеждены в «Евросети».
Кроме того, готовому выложить минимум десять тысяч рублей за простенький девайс нужно быть крайне внимательным: далеко не все иностранные модели с наклейкой LTE будут работать в российских сетях четвертого поколения. Из-за особенности выделенного частотного диапазона даже «пятые» iPhone в нашей стране пока можно использовать только как обычный 3G-коммуникатор. По оценкам Дениса Шейбаля, только около 53 процентов продаваемых смартфонов с поддержкой LTE могут работать в таких российских сетях, а в начале года их доля не превышала 20 процентов.
Скорости без иллюзий
Часть петербуржцев, скорее всего, воздержится от перехода на новые технологии из-за порой субъективных причин. Так, по мнению генерального директора Ericsson в России Дмитрия Масельского, у многих российских абонентов наблюдается «ментальная боязнь включить на своих устройствах передачу данных». Ведь очень часто «умный телефон» начинает без ведома владельца скачивать какое-нибудь «многометровое» обновление. «Смартфон живет своей жизнью, увеличивая ВВП страны и доходы оператора, но уменьшая бюджет абонента», – говорит Денис Кусков, директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily.
К тому же не каждый купивший «правильный» девайс и подключившийся к сети 4G пользователь сможет наслаждаться просмотром HD-видео и другими преимуществами высокоскоростного Интернета. Ведь операторы лишь декларируют скорости в десятки «мегов» в секунду. Так, по данным исследований агентства 3GSpeed.ru, средняя скорость доступа в сетях 3G «большой тройки» в Санкт-Петербурге составляет всего 1,9–2,4 Мбит/секунду.
Бизнес – ничто, имидж – все?
Все эти и другие доводы вынуждают экспертов и самих участников рынка сомневаться в быстрой окупаемости строящихся сетей.
Основную надежду операторы возлагают на увеличение числа пользователей смартфонов и планшетов. Но, по мнению аналитиков агентства J’son&Partners Consulting, такая тенденция имеет не только позитивные, но и негативные последствия. «Как правило, владельцы смартфонов генерируют в среднем в 50 раз больше трафика, чем владельцы обычных телефонов. В то же время рост доходов от передачи данных вследствие роста проникновения смартфонов, как правило, не компенсирует падения операторской выручки от традиционных услуг (голос, SMS)», – отмечается в исследованиях.
По мнению экспертов, в настоящее время сети LTE перспективно позиционировать как альтернативу проводному подключению к Интернету, а также для обеспечения доступа в удаленных и труднодоступных местах или в сельской местности (такие программы зачастую финансируются из бюджета). Кроме того, за счет новой технологии операторы могут расширить пропускную способность сетей 3G, емкости которых, как правило, не хватает для обеспечения приемлемого уровня качества сервиса. «Запуск 4G может способствовать увеличению лояльности пользователей и снижению оттока абонентов в условиях высококонкурентного рынка. Основными задачами операторов на ближайшую перспективу станут решение проблемы передачи голоса в сетях LTE, консолидация усилий по созданию межоператорской системы альтернативных коммуникаций, внедрение малых сот для обеспечения покрытия внутри зданий, решение проблем международного LTE-роуминга, рост проникновения смартфонов на своих сетях и поиск перспективных приложений как для массового, так и для вертикальных рынков», – убеждены в J’son&Partners Consulting.
А вот по мнению управляющего партнера агентства iKS-Consulting Константина Анкилова, иного выбора, кроме как делать ставку на мобильный доступ в Интернет, у сотовых операторов просто нет. «Если убрать передачу данных, рост рынка мобильной связи (голос и SMS) составляет всего 5 процентов, что соответствует уровню ВВП», – говорит Константин Анкилов.
Павел Нетупский