Напомним, что первая Mobile VAS Conference состоялась осенью 2004 года, по ее итогам было принято решение сделать мероприятие ежегодным. Для проведения мероприятия был выбран ноябрь как активный бизнес-месяц, когда можно говорить о результатах бизнеса отдельных компаний и рынка за год. Сегодня, несмотря на появление конференций в Москве, посвященных рынку VAS-услуг, данное мероприятие продолжает оставаться крупнейшим в России в этой области. Его организатором является петербургская консалтинговая компания ADMIN Ltd.
Открыл Mobile VAS Conference доклад управляющего директора компании i-Free Кирилла Петрова, посвященный трендам, появлявшимся на рынке в 2004-2007 годах, а также сегодняшнему состоянию рынка дополнительных мобильных услуг и перспективам его развития. По данным компании i-Free, во временном отрезке с 2004 по 2007 годы, каждый год на рынке появлялось одно или несколько направлений, которые способствовали его росту. Так, в 2004 году основным для игроков рынка контент-провайдеров был сегмент кастомизации, то есть, продажи конечному абоненту различных картинок и мелодий. В 2005 основными факторами роста рынка стали WAP-услуги и IVR-сервисы (голосовые сервисы на базе интеллектуальной платформы). 2006 год ознаменовался двумя направлениями, которые способствовали росту рынка, ими стали проекты call-TV, первый из которых был запущен в мае 2006 года, и действия мобильных операторов, а именно построение операторских WAP-порталов МТС, «МегаФон» и «Билайн».
В 2007 году, как сообщили представители i-Free, двумя ключевыми направлениями, обусловившими общий рост рынка, стали RBT (рингбэктоны) и микроплатежи. Микроплатежи это использование биллинга мобильного оператора для оплаты интенет-услуг. В частности распространение получили SMS-платежи, за использование казуальных игр, различные подписки, активация контента на сайтах. Среди плюсов этого сегмента называется его перспективность (по оценкам он мог бы вырости в ближайшие два года до $200 млн) и то, что операторы сотовой связи включаются в цепочку создания ценностей на рынке Интернета и получают часть денег из новых источников. Сегмент микроплатежей по оценкам i-Free вырос с $8-10 млн в прошлом году, до $60 млн в 2007 году.
Что касается рингбэктонов, то на сегодняшний день эта услуга запущена у «МегаФон» и МТС по принципу агрегации, когда контент-партнер агрегирует и управляет платформами операторов. Кроме того, такая услуга планируется к запуску и у «Билайна». Сейчас рынок этой услуги составляет $50-60 млн и она на данный момент является одной из ключевых на рынке. Однако, проблема состоит в том, что единой прозрачной модели взаимодействия участников на этом рынке пока нет. Контент-провайдеры не могут универсальным образом доносить эту услугу до конечных абонентов. Кроме того, из-за правовых вопросов нет возможности предоставлять полноценный каталог контента. Существуют также разногласия по поводу того, какая модель оплаты предпочтительнее, разовая или подписная.
По прогнозам выступивших вчера экспертов, активное развитие в ближайшем будущем получат такие направления, как мобильные коммьюнити, мобильный маркетинг и коммерция, а также мобильная музыка, видео и ТВ, в частности, интерактивные игры и фильмы. По оценке управляющего директора компании i-Free Кирилла Петрова, возможно, что такое развитие рынка, при котором будут появляться новые направления, обуславливающие его рост, будет продолжаться. В целом же, по оценке компании i-Free общий объем рынка в 2007 году составит порядка $500 млн.
Об особенностях и перспективах рекламы на мобильном рынке рассказал директор по развитию компании Amdocs Олег Волпин. В частности, по его словам, в отличие от рекламы в сети Интернет, при реализации рекламных проектов через мобильные телефоны есть возможность более оперативно проводить опросы среди клиентов, кроме того, есть возможность общаться с пользователями в режиме реального времени и предоставлять им рекламную продукцию в зависимости от их местоположения. Также, для операторов есть возможность реализации рекламно-спонсированного контента. Преимуществом мобильных операторов также является то, что у них есть информация о клиенте, и они, могут предлагать ему более целенаправленную рекламу. Напомним, что сейчас мобильную рекламу в том или ином виде планируют продвигать все операторы «большой тройки», а «Билайн» уже сделал первые практические шаги (см. новость дайджеста ict-online.ru от 14 сентября 2007 г., новость ict-online.ru от 3 октября 2007 г.).
Также опытом по продвижению своих продуктов на рынке поделились представители компании Glu Mobile, которая является одним из лидеров по разработке и выпуску игр для мобильных телефонов. В частности, эта компания активно использует в своих маркетинговых кампаниях такой инструмент как демо-версии новых игр. Основные моменты, на которые обращает внимание компания при продвижении услуги, это простота ее получения, отсутствие платы при загрузке демо-версии игры и активную маркетинговую политику, в частности, рассылка sms-сообщений с ссылками на ресурсы с бесплатными демо-версиями игр.
Кроме того, инновационный мобильный контент был представлен компанией Future Mobile. Проектом компании стало создание новых продуктов в основе которых лежит технология отображения векторной графики, которая была создана специалистами компании и называется FMVG(future mobile vector graphics). В линейке продуктов, которую продвигает компания есть такие новинки как детский контент. Сказки для детей от 7 до 12 лет. Благодаря использованию в продуктах двух видов отображения текста, диалогов персонажей и слов автора, есть возможность детально и оживленно рассказать историю ребенку. Использование векторной графики также позволяет представить на экране основные стили комиксов. Также в линейку входят многостраничные открытки и мобильные кроссворды.
Также в первый день Mobile VAS Conference были предложены различные модели стратегии развития для контент-провайдеров: использование всего спектра возможных услуг, работа через агрегатора, участие в различных проектах, контроль за качеством услуг и т.п.