За комментарием об использовании сети Интернет в развитии новых образовательных технологий и о том, как Школьный Портал может повлиять на повышение качества образовательного процесса, мы обратились к заместителю директора Межведомственного суперкомпьютерного центра (МСЦ) РАН Борису Михайловичу Шабанову.
– Какую роль играет Интернет в современном образовании?
– Интернет – это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Если раньше, чтобы считаться грамотным человеком, достаточно было уметь читать и писать, то сегодня, чтобы не выпасть из жизни, надо еще и уметь пользоваться Интернетом.
Интернет дает доступ к библиотекам. Раньше, чтобы прочитать книгу, нужно было пойти в библиотеку, при этом нужная книга могла быть на руках – и процесс получения информации таким образом затягивался. Сегодня же получать знания стало существенно легче, проще стало найти людей, которые обладают специфическими знаниями и могут ответить на возникающие вопросы. Это позволяет быть более успешным не только в учебе, но и в жизни.
В Интернете есть множество энциклопедий. Немаловажно, чтобы школьники в процессе подготовки к урокам могли получить дополнительную информацию из энциклопедии и получали ее 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Однако здесь важен и другой момент. Многие пользуются «Википедией», «свободной энциклопедией, которую может редактировать каждый». В ней можно найти массу интересных сведений, и это, безусловно, полезно. Но ведь статьи должны писать грамотные люди. Я не хочу подвергать критике «Википедию», но должна быть четкая ясная государственная позиция на различные факты и явления.
– Насколько важен контроль при освоении глобальной сети?
–Безусловно, Интернет несет в себе большую угрозу. В Интернете очень много информации аморального и негативного содержания. Доступ детей к ней, очевидно, должен быть ограничен. Много страниц и сайтов с вредоносным содержимым и вирусами, от которых хотелось бы оградить не только детей, но и взрослых. Конечно, доступ к Интернету детей в школе и дома должен контролироваться. Но эту задачу невозможно решить только силами учителей и родителей. Нужны организационные и технические меры, нужны системы автоматической оценки допустимости содержимого веб-страниц для школьника. Разработка таких систем для русского языка – весьма сложная научно-техническая задача.
– Как, по Вашему мнению, можно научить школьников правильно использовать возможности Интернета?
–Мне повезло, моим учителем был академик Владимир Андреевич Мельников, величайший конструктор вычислительной техники. Он создавал основы информационных технологий и своим примером показывал и подсказывал, как надо не только работать, но и постоянно учиться.
Интернет никогда не заменит учителя. Можно долго сидеть и разбираться с учебником, а можно прослушать короткую лекцию и все понять. В США сейчас большую популярность приобретают лекции известных ученых, доступные в режиме онлайн. Но в этом случае у слушателя нет возможности задать вопрос, поэтому без хорошего учителя не обойтись.
В Германии чуть меньше 10 лет назад также активно реализовывалась программа, по которой в школах устанавливались компьютеры. А потом выяснилось, что учителей, способных объяснить, что компьютер это не только источник развлечений, но и полезной информации, нет. И таких людей пришлось в срочном порядке готовить.
Учитель – это глава и основа, Интернет – чистый инструмент, он только упрощает и сокращает процесс получения знаний, содержательную часть может дать только учитель. Важно, чтобы он научил своих учеников думать, и в дальнейшем они уже самостоятельно могли бы получать знания. На мой взгляд, в этом отношении компьютеры играют некую отрицательную роль, превращая человека в простого потребителя информации. Легкость в получении информации, причем не всегда достоверной, приводит к тому, что человек не может оценить ее и обдумать. Главное, чтобы он не только научился думать сам, но и генерировал собственные идеи на основе полученных знаний.