Знаешь ли ты? Вдоль каких дорог Петербурга операторы строят вышки

Петербуржцы уже давно привыкли к тому, что дома, на учебе и на работе их сопровождает устойчивый сигнал мобильной связи. Совсем иная ситуация их ожидает в поездке за пределы города. Иногда не обязательно даже садиться в поезд дальнего следования – достаточно оказаться в электричке или пригородном автобусе, чтобы в какой-то момент обнаружить, что сеть пропала или «деградировала» с LTE до EDGE. SPbIT.ru опросил мобильных операторов, чтобы узнать, как они решают эти проблемы и какие в последнее время были реализованы проекты по увеличению охвата автомагистралей и железнодорожных путей.

Тренд на передачу данных в дороге

По статистике ГИБДД, в Санкт-Петербурге к марту 2022 года было зарегистрировано более 2 млн транспортных средств. Фактически это количество потенциальных абонентов (причем без учета пассажиров), которые нуждаются в сотовой сети не только в городе, но и за его пределами – на автомагистралях.

Абоненты, не пользующиеся личным автотранспортом для выезда за город, также нуждаются в качественных услугах связи. В июле 2022 г. Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) сообщила о том, что поставлен новый рекорд по пассажирским перевозкам: за месяц пригородными электричками воспользовались 8,8 млн человек, в среднем это 283 тысячи в сутки, а в отдельные дни нагрузка достигала 357 тысяч человек. Наиболее востребованными у пассажиров оказались Финляндское, Балтийское и Витебское направления.

Таким образом, количество людей, периодически перемещающихся из города в область и обратно, увеличивается с каждым годом. Некоторым исключением стали пандемийные годы, в которые из-за ограничений пассажиропоток несколько снизился, но сразу же после снятия ограничений он не только возобновился, но даже увеличился.

Разумеется, железная дорога и автомагистрали далеко не на всем своем протяжении пересекают крупные населенные пункты. Это значит, что мобильным операторам нерентабельно строить там АМС и монтировать базовые станции, обеспечивая стабильное покрытие и возможность передачи данных. В данном случае такое строительство скорее превращается в социальную нагрузку, тем не менее, повышающую лояльность абонентов. Мы познакомились с последними инициативами операторов в этой области.

МегаФон увеличил объем переданных данных почти на треть

Буквально в сентябре оператор отмечал, что число абонентов в Ленинградской области изменяется в зависимости от сезона – так, в этом году их число в августе по сравнению с январем увеличилось на 20%. Так же ощутимо вырастает потребление трафика. В этом году строительство базовых станций завершилось в Сланцевском, Кингисеппском, Всеволожском и Бокситогорском районах. Кроме того, было модернизировано оборудование в десятках населенных пунктов, в частности, в таких городах как Сосновый Бор, Кингисепп и Всеволожск, а также в менее крупных локациях.

Аналитики МегаФона сообщают о том, что в 2022 году объем переданных данных в области уже составил более 76 тыс. Тб, что по сравнению с аналогичным периодом 2021 года показало увеличение на 29%.

Пресс-служба МегаФона:

Высокое качество связи в дороге необходимо не только для обеспечения безопасности водителей и пассажиров, но и для комфортного времяпровождения в пути. Только в прошлом году, по данным наших аналитиков, по трассе М-11 «Нева», соединяющей Санкт-Петербург и Москву, проехало более 6 миллионов наших абонентов, проговорив в сети около 120 миллионов часов. Вдоль трассы М-11 у нас работают порядка 100 базовых станций. В Сапсане связь и Интернет от МегаФона есть уже давно.

С начала этого года мы построили и модернизировали более 1400 объектов связи в Петербурге и Ленобласти, в том числе, на ключевых транспортных магистралях и дорожной городской инфраструктуре. Так, на Западном скоростном диаметре (ЗСД), к примеру, до недавнего времени одним из проблемных участков была часть дороги на север в районе реки Чёрная. Мы запустили там оборудование, и ситуация нормализовалась. В целом на ЗСД покрытие теперь полностью обеспечено почти на 100% протяженности трассы. Новые объекты связи также появились на трассах в сторону популярных курортных локаций Сестрорецка и Зеленогорска. Помимо стройки мы проводим рефарминг частот, запускаем новые диапазоны. К примеру, на одном из участков Кольцевой автодороги (КАД) запустили LTE-2600.

Наши усилия по обеспечению абонентов качественными мобильными сервисами на этом не заканчиваются. Тем более, что их потребности растут кратно год к году как и объем передачи данных. Только в Петербурге в этом году интернет-трафик вырос почти на 25% и уже достиг 250 Петабайт (около 256 тыс. Тб – прим. ред.).

Подробнее о развитии инфраструктуры мобильной связи МегаФона в Петербурге, в том числе о покрытии магистралей – в свежем интервью SPbIT.ru с директором по реализации проектов оператора на Северо-Западе Петром Солодовником.

МТС: развитие инфраструктуры

Компания МТС к началу 2022 года являлась лидером по количеству сотовых вышек: по данным аналитического агентства TelecomDaily, активы компании составляли свыше 223 тыс. базовых станций по всей России.

Оператор не останавливал строительство, и за 2022 год увеличил число базовых станций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на 10%, сосредоточив усилия на улучшение связи в отдаленных населенных пунктах – садоводствах и дачных поселках.

Пресс-служба МТС:

Все основные федеральные автомобильные магистрали, на участках в Санкт-Петербурге и Ленобласти, на данный момент обеспечены качественной мобильной связью МТС. МТС первой из операторов связи построила инфраструктуру и обеспечила трассу М-11 «Нева» по маршруту Москва – Санкт-Петербург сервисами голосовой связи и высокоскоростным доступом в мобильный интернет по технологии LTE.

Кроме того, в рамках масштабной двухлетней программы модернизации сети МТС, завершившейся в прошлом году, мы обновили телекоммуникационное оборудование на новейшее, более емкостное на всей территории Петербурга и Ленинградской области, в том числе и вдоль авто- и жд-магистралей.

В планах компании к осени 2022 года значительно улучшить покрытие голосовой связью и LTE на трассе М10 на участке в Новгородской области.

Для качественного покрытия на протяженных участках используются более низкочастотные диапазоны 800 и 900 МГц. На направлениях Санкт-Петербург-Москва в Сапсанах используются ретрансляторы сигнала, расположенные внутри составов.

Билайн экономит средства, реализуя прошлогодние заделы

Сеть билайн активно развивалась в предыдущие годы: в том числе, к апрелю 2022 года покрытие LTE оператора в Ленобласти сильно расширилась. Кроме того, компания успела закупить необходимое телекоммуникационное оборудование до дефицита. На строительство сети не потребовалось в этом году таких же объемов капитальных затрат, как в прошедшем – отмечают в компании.

Пресс-служба билайн:

В настоящий момент мы заканчиваем работы по улучшению покрытия на Западном скоростном диаметре. После их завершения доступ в интернет на скоростях 4G будет предоставляться по всей трассе.

Полностью обеспечена покрытием трасса М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом. Хочется отметить, что по данным тестирования аналитического агентства TelecomDaily, которое было опубликовано в июле этого года, на М-11 билайн оказался лидером по качеству голоса среди всех четырех федеральных операторов. Эксперты проехали 138,8 км из Москвы в Петербург — это соответствовало 91-92 минутам, на протяжении которых велся телефонный разговор. Качество соединения рассчитывалось алгоритмом POLQA, удовлетворенность абонента описывалась по пятибалльной шкале — от 1 балла («плохо») до 5 («отлично»).

LTE покрытие железнодорожного пути «Сапсана» присутствует, в настоящий момент мы ведём работу по его улучшению.

Важно отметить, что в этом году мы в целом расширили ёмкость сети в Ленобласти и Петербурге, благодаря проведенному рефармингу частот. В сеть 4G были добавлены полосы из диапазона 2100 МГц, поэтому можно говорить о том, что качество сети было улучшено в том числе и по всем транспортным магистралям, где есть покрытие LTE билайн.

По нашим данным, рефарминг позволил увеличить среднюю скорость мобильного интернета в Ленобласти на 25%, а при замерах в отдельных локациях пиковая скорость 4G превысила 200 Мбит/сек.

Tele2: рекордное количество вышек в 2021 году

Мобильный оператор Tele2 в 2021 году активно наращивал объемы строительства, расширив сетевую инфраструктуру за прошедший 2021 год на 18%. Это позволяет оператору несколько ослабить темпы строительства сейчас, на фоне дефицита «железа», и подождать отечественных разработок в сфере телекоммуникационного оборудования. По прогнозам специалистов, имеющихся базовых станций компании хватит ориентировочно до 2030 года. В рамках федеральной программы по устранению цифрового неравенства комапния совместно с «Ростелекомом» активно строит базовые станции LTE в малых населенных пунктах Ленобласти.

Пресс-служба Tele2 Северо-Запада:

В рамках стратегии Tele2 важно удовлетворять потребности клиентов и поддерживать стиль жизни, в том числе и в путешествиях, поэтому обеспечение связью автомагистралей и железных дорог является стратегически важной задачей. Востребованность услуг передачи данных в поездках подтверждает исследование, согласно которому с мая по октябрь прошлого года клиенты Tele2 проговорили 19 миллионов часов и скачали на дорогах Северо-Запада 35 петабайт интернет-трафика.

Оператор обеспечил 100%-е покрытие федеральной трассы М-11 «Нева», соединяющей Петербург и Москву, а также трассы А-181 «Скандинавия», М-10 «Россия», А-180 «Нарва» и Р-23 «Псков» (от Петербурга до границы с Белоруссией). Компания первой из операторов полностью покрыла все 46 км трассы ЗСД в Северной столице. Расширена зона охвата сети вдоль Волхонского, Выборгского, Киевского, Московского, Приморского, Приозерского и Санкт-Петербургского шоссе, КАД, Р-21 «Кола», А-121 «Сортавала», а также других региональных дорог. Согласно исследованиям Роскомнадзора в этом году на Северо-Западе, Tele2 лидирует по скорости передачи данных на трассах Великий Новгород-Старая Русса и Санкт-Петербург-Гатчина. Для стабильного сигнала на магистралях задействованы все поколения связи: 2G/3G/4G. Вдоль трасс за городом компания активно использует LTE-800, который за счет дальности сигнала позволяет увеличивать зону охвата и покрытие дорог.

Сейчас перед компанией стоит цель обеспечить стабильную работу существующей инфраструктуры и не допустить деградацию цифровых сервисов. Введенный мораторий на обременение операторов по покрытию LTE-сетями федеральных трасс позволит выполнить эту задачу, а именно - оптимизировать капитальные затраты и высвободить ресурсы на обеспечение устойчивости сетей связи. Это является крайне своевременным шагом и реальной помощью для отрасли, поскольку именно так мы сможем гарантировать абонентам высокое качество предоставляемых услуг.

Резюме

Заметим, что, стремясь нивелировать негативные последствия дефицита телекоммуникационного оборудования, в качестве одной из мер поддержки телеком-отрасли Минцифры ввело мораторий на исполнение дополнительных обременений для владельцев частот для мобильной связи в стандарте LTE (4G). Этот мораторий, о котором, кстати, упоминают операторы выше, затрагивает в том числе покрытие федеральных автомобильных дорог и малых населенных пунктов. По сути, это означает, что на год операторы получили возможность отдохнуть от «давления сверху» – обязательства улучшать качество покрытия сети в небольших населенных пунктах и вдоль автомагистралей – и перераспределить ресурсы для сохранения высокого уровня сервиса.

Стоит отдать должное операторам, которые не прекращают намеченные проекты по модернизации инфраструктуры в текущих условиях. Напомним, что поставки в Россию прекратили официально компании Ericsson и Nokia, а Huawei пока остается в статусе не определившегося игрока.

 

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: вышка сотовой связи, Билайн, ВымпелКом, МТС, МегаФон, сотовая связь