Как правило, служба ИТ занимает внутри предприятия достаточно изолированное место, поскольку ее функции напрямую не соответствуют основным бизнес-целям предприятия (если только оно само целиком не специализируется в области ИТ). Эта изолированность и специфичность службы ИТ создает для руководства предприятия ряд сложностей. Во-первых, менеджерам предприятия, являющимся экспертами в основной области бизнеса компании, трудно подобрать экономически целесообразный и достаточно квалифицированный персонал службы ИТ. Часто приходится начинать с подбора дополнительного менеджера – руководителя службы ИТ.
Во-вторых, для мелких и средних предприятий может оказаться слишком накладно содержать внутри своей службы ИТ высококвалифицированных сотрудников, которые не будут сильно загружены. Поэтому вполне вероятен компромисс, при котором в службе ИТ работают специалисты, квалификация которых не позволяет быстро и качественно разрешать возникающие проблемы.
В-третьих, если служба ИТ хорошо и правильно организована, то ее сотрудники по определению должны быть слабо загруженными. Слабая загруженность службы ИТ означает, что на предприятии все информационные системы и информационно-телекоммуникационная инфраструктура работают надежно и качественно. Вместе с тем, слабая загруженность ИТ-специалистов неизбежно ведет к их дисквалификации.
Наконец, предприятие, имеющее собственную службу ИТ постепенно становится заложником этой службы. Основной бизнес компании начинает в высшей степени зависеть от качества работы непрофильных для компании в целом ИТ-специалистов.
Все перечисленные трудности хорошо известны руководителям практически любого современного предприятия (коммерческого, государственного, научного и т.д.). Однако пока еше не все руководители знают о наличии реального пути к радикальному преодолению этих трудностей – использованию ИТ-аутсорсинга.
Аутсорсинг в целом определяется в Википедии следующим образом:
использование внешнего источника/ресурса — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
В той же Википедии отмечается, что:
в российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.
В этот перечень в качестве одного из важнейших компонентов и входит ИТ-аутсорсинг:
частичная или полная передача работ по поддержке, обслуживанию и модернизации ИТ-инфраструктуры в руки компаний, специализирующихся на абонентском обслуживании организаций и имеющих штат специалистов различной квалификации.
Список западных компаний, оказывающих услуги ИТ-аутсорсинга, исключительно велик и включает, в частности, таких компьютерных гигантов, как IBM и Hewlet-Packard, наряду с бесчисленным множеством средних и мелких консалтинговых компаний. В России также имеется значительное число компаний, занимающихся, среди прочего, ИТ-аутсорсингом. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Приведенный список далеко не полон, но даже он показывает, что российские компании, желающие освободиться от бремени ИТ-службы, имеют большой выбор провайдеров услуг ИТ-консалтинга. Правильный выбор провайдера – это тоже непростая задача, но все же она более по плечу руководителям предприятий, чем эффективная поддержка собственной ИТ-службы.