Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в рамках государственного конкурса не случайно выбрало компанию «МегаФон» генеральным подрядчиком по оказанию телеком-услуг во время подготовки и проведения жеребьевки: в послужном списке оператора организация услуг связи для саммитов G8 (2006 г.) и G20 (2013 г.), проходивших в том же Константиновском дворце. Однако новое мероприятие все же отличалось от предыдущих статусом, количеством и составом участников. Кроме того, со времени последнего саммита широкое распространение получила технология 4G (LTE), и требовалась соответствующее дооснащение местной инфраструктуры связи.
Официальный релиз компании о поддержке мероприятия — см. новость раздела «МегаФон Санкт-Петербург» от 30 июля 2015 г. Однако, корреспондентам spbIT.ru удалось побывать на месте за несколько дней до жеребьевки и увидеть все приготовления, что называется, своими глазами.
Как рассказал spbIT.ru руководитель по управлению проектами СЗФ ПАО «МегаФон» Егор Будай, оператор предоставил участникам и гостям мероприятия весь спектр телеком-услуг: сотовой и фиксированной связи, доступа в Интернет и телефонии. Также в этот список вошло обеспечение мобильными телефонами и рациями стандарта TETRA (транкинг) — для работы последних была организована и соответствующая радиосеть, состоящая из двух базовых станций.
Помимо Константиновского дворца, где происходили основные события, «МегаФон» организовал связь в нескольких аэропортах и вокзалах Петербурга и Москвы, где расположились зоны регистрации высокопоставленных гостей из-за рубежа, а также в гостиницах (штаб-квартира ФИФА в «Астории», отели Four Seasons, Radisson, Corinthia, «Гранд Отель Европа») и на объектах, включенных в культурную программу – например, в Русском музее.
В ходе подготовки к жеребьевке оператору требовалось обеспечить стабильное покрытие мобильной сети стационарных и временных объектов – самого пресс-центра, организованного во временном шатре перед Константиновским дворцом, а также технических помещений, других шатров, специальной площадки для размещения автомобилей и т. д. Для этого уже существующие базовые станции были дооборудованы LTE как внутри «Дворца конгрессов», так и в непосредственной близости от него. Всего мобильную связь на территории обеспечивали шесть базовых станций, работающих в сетях 2G, 3G и LTE, включая передвижную базовую станцию.
Что касается последней, то напомним, что мобильная базовая станция «МегаФона» была впервые представлена на международной выставке «ИННОПРОМ-2011» в Екатеринбурге. Она построена на базе автомобиля «КамАЗ» и оборудования 2G, 3G и LTE компании Huawei. Обладая высокой проходимостью и возможностью развертывать мобильное покрытие в любом месте (с использованием спутниковой и радиорелейной связи), станция применяется при проведении массовых мероприятий – таких, как фестиваль «Нашествие» и праздник выпускников «Алые паруса» (см. материал раздела «МегаФон Мероприятия» от 23.06.2015). Егор Будай заметил по этому поводу, что белый «КамАЗ» с логотипом «МегаФона» уже стал своеобразной визитной карточкой каждого крупного события на Северо-Западе.
Мобильная базовая станция «МегаФона» помогала обеспечивать бесперебойную связь
на территории Константиновского дворца во время жеребьевки ЧМ
В дополнение ко всему, семь микро-станций стандарта 2G были установлены в подвальных помещениях Константиновского дворца, где до этого мобильного покрытия не было вовсе.
Руководитель по инфраструктуре РО СПб и ЛО СЗФ ПАО «МегаФона» Евгений Бабахин рассказал корреспонденту spbIT.ru, как реализована сетевая инфраструктура на территории «Дворца конгрессов». Из города сюда организованы два магистральных оптических кабеля: один вдоль берега, другой через аэропорт «Пулково». В итоге территория комплекса охвачена 10-гигабитным кольцом пакетной сети и кольцом транспортной сети SDH.
На верхнем уровне управление сетью сосредоточено в двух корневых, полностью зарезервированных, серверных. Далее, локальная сеть достигает серверных второго уровня и охватывает все нужные точки на территории Константиновского дворца.
Управление сетью было сосредоточено в двух корневых, полностью зарезервированных,
серверных — одна из них была организована в временном шатре
Как подчеркивают представители компании «МегаФон», услуги связи были организованы с двойным и иногда даже тройным резервированием. Это означает, что в случае возникновения нештатной ситуации гости и участники мероприятия ее бы просто не заметили. Интересно, что и на случай форс-мажора в пресс-центре у инженеров «МегаФона» был предусмотрен специальный сценарий: на подстраховке поблизости находится стационарный пресс-центр, оборудованный всеми необходимыми каналами связи.
Итак, «МегаФон» создал целую сетевую экосистему, связывающую с «Дворцом конгрессов» welcome desk в аэропортах (в т. ч. Пулково) и на вокзалах (Финляндский, Московский), ряд петербургских гостиниц и культурных учреждений. Для мониторинга всех этих объектов и в целом готовности технической инфраструктуры к жеребьевке вся информация с них «стягивалась» в специальный «Командный центр ИТ» (IT Command Center), где расположились сотрудники оператора и субподрядчиков, оргкомитета ФИФА и регулятора — Минкомсвязи. На несколько мониторов, составляющих видеостену (наподобие тех, которые можно увидеть в ситуационных центрах и в центрах мониторинга сетей у крупных операторов связи), выводились данные о состоянии сети на всех точках присутствия оператора, которые наглядно демонстрировали, где инфраструктура готова к приему гостей, а где строится или дорабатывается. Кроме того, здесь указывались такие сведения, как состояние серверов печати и расписание текущих мероприятий.
«Командный центр ИТ» (IT Command Center) отвечал за мониторинг телекоммуникационной сети
и ИТ-инфраструктуры, организованных для проведения жеребьевки ЧМ
По утверждению Евгения Бабахина, круглосуточное присутствие в Центре дежурных инженеров по поддержке радиосети TETRA, фиксированной и мобильной связи, энергетики, а также вывод на мониторы всех критичных данных, было важным условием ФИФА при подготовке к жеребьевке. Это позволило на протяжение всего подготовительного периода комплексно наблюдать за состоянием инфраструктуры и моментально реагировать на все возможные неполадки в случае их возникновения.
Жеребьевка отборочного этапа ЧМ-2018 пошла без накладок. При подготовке к ней «МегаФон» проявил себя в двух ипостасях.
Во-первых, оператор сохранил за собой репутацию компании, неравнодушной к развитию спорта в России и, в частности, в СЗФО. Напомним, что недавно компания поддержала A1 TRIATHLON Saint-Petersburg, а в июне 2015 года оператор в сотрудничестве с петербургским «Зенитом» представил болельщикам виртуальный музей легендарного клуба. А чуть ранее, в конце апреля, в городе на Неве завершился отборочный этап турнира по футболу среди команд детских домов «Будущее зависит от тебя».
Второе — это, разумеется, демонстрация умения работать с мероприятиями международного масштаба и государственной важности. «Обеспечение связью такого крупного мероприятия – большая ответственность как перед оргкомитетом ФИФА, руководством страны и представителями команд, так и перед болельщиками со всего мира, которые наблюдали за жеребьевкой», - считает Евгений Бабахин. А Егор Будай уточняет: «Приступив к работе в середине июня, уже через месяц – за две недели до жеребьевки – мы были готовы к ней практически на 100 %».
Из других недавних мероприятий, которые поддержал «МегаФон Северо-Запад» в Санкт-Петербурге — это Международный военно-морской салон в Петербурге, «Алые паруса», Международный юридический форум, и, конечно же, ПМЭФ-2015.