Контент - больше, чем контент. Mobile VAS Conference, день второй

В пятницу, 16 ноября 2007 года, в Петербурге прошел второй день четвертой международной конференции Mobile VAS Conference («Дополнительные услуги мобильной связи»). В ней приняли участие представители российского и зарубежного рынка контент-провайдинга, операторов сотовой связи, компаний-правообладателей, аналитических и консалтинговых компаний и др. Во второй, заключительный день представители мобильных операторов рассказали о своих достижениях за 2007 год и поделились планами на следующий год. Кроме того, были озвучены основные тенденции развития мобильного Интернета и WAP в 2007 году, а также перспективы мобильной рекламы и мобильных сервисов в телепрограммах.

В первой части второго дня конференции слово взяли представители мобильных операторов. В частности, о различных инициативах, реализованных оператором «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), и дальнейшей стратегии компании рассказал директор по развитию продуктов и услуг компании МТС Павел Ройтберг. По оценкам компании, рост общего рынка контента к концу года составит 36 %, у самого же оператора объем контентных услуг вырастет на 54 %. Одним из основных драйверов роста стала услуга RBT (Ring Back Tone), реализуемая МТС под маркой Good’OK. На территории Северо-Западного регион эта услуга была запущена в январе 2006 года (см. новость от 16 января 2006 г.). На сегодняшний день абонентами услуги стали около 3 млн человек, кроме того, оператор составил самую большую коллекцию хитов (более 10 тыс. мелодий).

Помимо этого МТС развивают такое направление как user-generated content (контент, который выкладывают сами пользователи). В частности, МТС совместно с компанией «Суп» представили WAP-версию блога LiveJournal.com (Живой Журнал) и запустили первый брэндированный операторский проект по созданию WAP-сообщества – «МТС-Сити», где абоненты компании могут создавать свои сайты, обмениваться файлами и вести блоги. По данным оператора, за первый месяц существования проекта объем трафика составил более 10 Гбайт, при этом каждый пятый посетитель регистрируется на ресурсе. По мнению представителей МТС, пользовательский контент станет одной из основных форм контента, так как это интересно пользователю и выгодно оператору и провайдеру.

Еще одной инициативой МТС стал запуск в четвертом квартале 2007 года бизнес-модели разделения доходов от трафика WAP-GPRS с сервис-провайдерами. На данном этапе уже заключены или находятся в стадии заключения договоры с 20 проектами, в основном связанными с user-generated content, социальными сетями, информационными ресурсами, сервисными сайтами (энциклопедии, email) и многопользовательскими играми. При этом условия разделения трафика не распространяются на сервисы по продаже контента, сервисы с нелегальным контентом и сервисы, занимающиеся бесплатным распространением контента, который продается всеми остальными контент-провайдерами.

Также МТС уделяют внимание услугам на базе подписок. Компанией проведен ограниченный запуск услуг подписки с тарификацией по MT-SMS, разработаны «Единые правила по услуге «Подписка» в сети МТС» с учетом результатов запуска и мирового опыта, а также с четвертого квартала 2007 года запускаются услуги по подписке через контент-провайдеров. Пока компания готова заключать договоры, связанные с подпиской, с 15 своими основными партнерами, затем планируется расширить этот список до 35.

Что касается планов МТС, то с первого квартала 2008 года оператор собирается предоставить возможность запуска федеральных услуг контент-провайдеров в «МТС-Инфо» (версия DSTK). Напомним, что «МТС-Инфо» – дополнительная функция SIM-карты МТС, позволяющая получать новости, общаться, получать полезную информацию, в том числе о состоянии баланса и др., а технология Dynamic SIM Tool Kit (DSTK), на базе которой реализована «МТС-Инфо», предоставляет возможность самостоятельно добавлять или удалять пункты в меню, многократно расширяя функциональность мобильного справочника. Предполагается, что контент-провайдеры будут предоставлять новые STK-сервисы. При запуске услуг контент-провайдерами преимущество со стороны оператора будет отдаваться таргетированным сервисам, ориентированным на специфические потребности и интересы групп пользователей.

В свою очередь о результатах запуска услуги RBT (Ring Back Tone), проблемах развития этой услуги и новой партнерской программе для контент-провайдеров рассказала менеджер проектов компании «МегаФон» Дарья Молодцова. Напомним, что эта услуга была запущена в 2005 году под брендом Pri:)Call. Для реализации услуги оператор использует различные интерфейсы: IVR, SMS и web/WAP. Тарификация услуги включает в себя абонентскую плату и единовременную оплата за заказ мелодий. На сегодняшний день, по данным «МегаФон», услугой RBT пользуются 3,1 млн пользователей, что составляет 10 % от общего числа клиентов компании в России. Лидером же по уровню проникновения услуги является Поволжье, где он составляет 20 %. По данным оператора, продажи контента RBT ежемесячно составляют 500 тыс. единиц. За истекшие 10 месяцев наблюдается рост активных подписчиков на 200 %, в первую очередь это связанно с масштабными запусками услуги в новых регионах (наибольший рост количества подписчиков наблюдался в декабре 2006 - марте 2007 годов и июле-августе 2007 года).

Однако, по данным оператора, несмотря на рост популярности услуги, есть и проблемы при ее реализации. В первую очередь это проблема отсутствия top-контента, что связанно с политикой правообладателей. Кроме того, юридическая схема на сегодняшний день позволяет тарифицировать мелодии только одним способом, то есть все мелодии и услуги стоят одинаково, однако эту проблему оператор намерен решить в ближайшее время. Еще одной проблемой для «МегаФон» стала небольшая востребованность web-интерфейса со стороны абонентов при использовании RBT. Основной интерфейс, который используется клиентами - IVR, а для оператора достаточно дорого обслуживание этого интерфейса.

Что же касается партнерской программы, то «МегаФон» намерен в ближайшие 4-6 месяцев запустить партнерскую программу, суть которой состоит в том, что контент-провайдер сможет продавать мелодии RBT в рамках действующего договора с оператором на своих коротких номерах. Для этого создается web-ресурс, на котором контент-провайдеру предоставляется доступ к интерфейсу управления контентом, присваивается уникальный логин и пароль, а также пул уникальных номеров. При этом на web-интерфейсе контент-провайдеру будут доступны функции загрузки и удаления мелодий, статистика и управление подборками мелодий.

Также одной из основных тем нынешней конференции стал WAP. В частности, свой взгляд на развитие этого рынка представил руководитель проекта WapStart Кирилл Рожковский. Он отметил, что восприятие WAP со стороны пользователей изменилось. На сегодняшний день пользователи стали понимать, что WAP - это полноценный Интернет, что это не сложно и относительно недорого. Однако со стороны бизнеса восприятие практически не изменилось и осталось в основном негативным. Также было сказано о том, что независимых исследований этого сегмента рынка до сих пор нет. По данным же самой компании WapStart, в день насчитывается около 1 млн уникальных заходов на различные WAP-ресурсы. При этом среди пользователей WAP возросло количество телефонов с высоким разрешением экрана, лидером среди используемых брендов является Nokia.

Количество пользователей мобильного Интернета, по данным WapStart, составляет 15-20 млн человек. Также за последние полгода ведущие сайты показали общий рост посещаемости порядка 15-20 % в квартал. Если же говорить об аудитории, то основная часть находится в возрастной категории 18-24 года (43 %). Большая часть пользователей (86 %) посещает WAP-сайты минимум один раз в день, при этом наибольший показатель (27 %) – это абоненты, которые тратят на мобильный Интернет до 10 у.е. в месяц. Что касается географического расположения, то WAP-аудитория «сдвинута» в сторону Сибири и Урала, на долю Москвы и Петербурга приходится всего 20 %.

Если обратиться непосредственно к контенту в WAP, то здесь наблюдается активность крупных WEB-игроков, таких как Mail.ru, Yandex.ru, Rambler и Mamba. Сами же WAP-игроки запускают на своих ресурсах блоги, почтовые сервисы, файлообменные сервисы, таким образом пытаясь отойти от модели, при которой WAP-сайт воспринимается как ресурс, на котом выложена только «халява». Мобильные операторы также развивают свои WAP-ресурсы и предлагают эксклюзивный контент.

Говоря о перспективах этого рынка в будущем году, Кирилл Рожковский отметил несколько тенденций в различных его сегментах. В частности, в ближайшей перспективе конкуренцию мобильным операторам могут составить игроки, продвигающие беспроводной Интернет по технологи Wi-Fi и WiMax, а на рынке появляется всё больше телефонов, поддерживающих эти технологии. Также возможно более широкое распространение FlatRate-тарифов (безлимитные тарифы). В части контента будет происходить большая его «мобилизация», то есть будут появляться больше проектов, созданных специально для WAP. В области бизнес-моделей большее развитие может получить реклама через мобильные сети, по данным WapStart, этот рынок в конце 2008 года может достигнуть $1 млн. Также возможно развитие «спонсируемой рекламы», при которой рекламодатель предлагает какие-то бонусы за определенные действия пользователя (например, участие в опросе или заполнение анкеты).

Еще одной темой, о которой говорили на конференции, стала мобильная реклама. В частности, представитель рекламного агентства Public Dialog Томас Курвейн считает, что у этого направления большой потенциал. Однако при работе с мобильной рекламой необходимо учитывать, что мобильный телефон - это личное средство общения и реклама на нем должна строиться максимально корректно по отношению к абоненту. При этом также важно понимание того, что такая реклама должна быть более узконаправленной. Со своей стороны генеральный директор компании Mobile Media Group Давид Вачадзе, сказал о том, что необходимо связать между собой заказчиков рекламы и представителей мобильных медиа.

В заключительной части конференции речь шла об интерактивных сервисах и производстве брэндированного контента. В частности, директор отдела интерактивных сервисов телекомпании «ВИД» Роман Романенко рассказал о развитии интерактивных сервисов на телевидении в России. Одними из первых таких сервисов стал появившийся в 2002 году «SMS Чарт» на канале MTV. В дальнейшем с 2002 до 2004 года телеканалы интегрируют интерактив в свои текущие проекты, параллельно с этим создаются новые интерактивные форматы и телепрограммы, а рекламное время телеканалов примерно на 50 %, а во многих случаях даже больше, заполняется рекламой контентных сервисов. В тот период сервис-провайдер отчислял 50-60 % от получаемых доходов от сервиса телеканалу. Однако затем доля отчислений телеканалам выросла до 70-95 %. Кроме того, в конце 2004 - начале 2005 годов телеканалы отказываются от схемы размещения рекламы контентных услуг на условиях разделения доходов, и постепенно реклама сервис-провайдеров уходит с ТВ в прессу и другие медиа.

На сегодняшний день происходит рост медиаинтегрированных сервисов на телеканалах, но понижение трафика интерактивных сервисов (исключением является проекты Сall TV и эротика). Кроме того, происходит создание медиаконтента на базе программ и сериалов на телеканалах MTV,СТС, ТНТ и др. Появление множества Сall TV-проектов на телеканалах.

Еще одним вопросом, который был затронут, стал контент для мобильного телевидения. Поскольку в 2008 году планируется запуск 3G-сетей, и, как следствие, станет возможным передача телепрограмм на экран мобильного телефона, то возникает вопрос о том, что рынок сможет предложить абонентам. По мнению Романа Романенко, модель простого переноса телепрограмм в мобильные телефоны не даст результата, поскольку никто не будет готов за деньги смотреть те же передачи, которые есть на телевидении. Как один из вариантов предлагается контент, специально созданный и адоптированный для 3G. Также возможно создание новых форматов сериалов, мультипликации, программ, максимальная продолжительность которых не будет превышать 4-5 минут.

Подводя итоги четвертой международной конференции Mobile VAS Conference, представители и наблюдатели рынка отметили перспективы его расширения с точки зрения как географии, так и технологических возможностей.

Напомним, что первая Mobile VAS Conference состоялась осенью 2004 года, по ее итогам было принято решение сделать мероприятие ежегодным. Для проведения мероприятия был выбран ноябрь как активный бизнес-месяц, когда можно говорить о результатах бизнеса отдельных компаний и рынка за год. Сегодня, несмотря на появление в Москве конференций, посвященных рынку VAS-услуг, данное мероприятие продолжает оставаться крупнейшим в России в этой области. Его организатор - петербургская консалтинговая компания ADMIN Ltd.

Первый день Mobile VAS Conference в этом году был в основном посвящен сегодняшнему состоянию рынка дополнительных мобильных услуг и перспективам его развития. В 2007 году, как сообщили представители компании i-Free, двумя ключевыми направлениями, обусловившими общий рост рынка, стали RBT (Ring Back Tone) и микроплатежи (см. новость от 16 ноября 2007 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, ПО, Финансы, Web

Ключевые слова: дешевая мобильная связь, Интернет ТВ, Интернет-магазин бытовой техники, сотовая связь СПб, новинки сотовой связи, маркетинг, WebMoney, веб-дизайн, веб-интерфейс, веб-общение, веб-сайт, веб-сервис, веб-студия, разработка веб сайтов, Билайн, ВымпелКом, МТС, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, Mail.ru, Яндекс, онлайн, РБК Софт, Google , карта Google, WAP-портал, USSD, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, безлимитные тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, безлимитный МегаФон, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, Рамблер ру, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, Rambler.ru, Rambler почта, тарифы SkyLink, СкайЛинк тарифы, поисковые системы, безлимитный СкайЛинк, тарифы СкайЛинк, СкайЛинк, акция, EV-DO, Псков, Петрозаводск, Карелия, СЗФО, Северо-Западный федеральный округ, GPRS Internet, Tele2, тарифы , граффити ВКонтакте, www вконтакте ru, SMS, Санкт-Петербург, Petersburg, Петербург, электронное правительство, Электронная Россия, Новгород, программы лояльности, электронная торговля, интернет-аукционы, электронные торги, цифровая подпись, электронная подпись, Livejournal, блог, Одноклассники ру, Калининград, Мурманск, Вологда, Череповец, Ленобласть