Экзотический контент. Покажут на конференции в Петербурге

На следующей неделе, 17 - 18 ноября 2005 года, в Петербурге пройдет вторая международная конференция Mobile VAS Conference ("Дополнительные услуги сотовой связи"). Лейтмотивом мероприятия станет международная экспансия российских игроков на рынке мобильного контента и активизация в России иностранных компаний. Одно из основных отличий от прошлого года – широкий географический охват участников и присутствие большого количества зарубежных компаний, в том числе и из таких экзотических стран, как Монголия.

Организатором II Mobile VAS Conference является петербургская компания Admin Ltd (на ее счету, помимо прошлогоднего аналогичного мероприятия, также конференция по электронной коммерции (1999 - 2001 гг.), международный форум «Интернет и Инвестиции» (в 2000 и 2002 гг.) и т. д.). Как сообщил продюсер II Mobile VAS Conference Михаил Новиков, решение о проведении нового мероприятия было сформировано по итогам прошлого года, когда стало понятно, что его следует сделать регулярным. Напомним, что первая Mobile VAS Conference прошла в декабре 2004 года и стала первой в России конференцией, полностью посвященной дополнительным услугам сотовой связи (см. выпуск новостей от 19 ноября 2004 г.). В ней приняло участие более 200 человек из 18 городов России, а также из Казахстана, Украины, Белоруссии и стран балтийского региона, включая представителей основных сотовых операторов СНГ, ведущих провайдеров VAS-услуг России, производителей мобильных терминалов, разработчиков ПО и т. д. Основными темами тогда стали соблюдение авторских прав на мобильный контент, технологии и услуги, мобильный маркетинг, а также мобильные предложения для корпоративных клиентов (см. выпуск новостей от 6 декабря 2004 г.). Одним из итогов работы конференции стала инициатива по созданию профессиональной ассоциации VAS-провайдеров (см. выпуск новостей от 3 декабря 2004 г.). После этого появилось еще несколько тематических мероприятий, в частности, мобильный контент стал отдельной темой на традиционной конференции для сотовых операторов Prepaid в Москве, а в июне этого года в столице был проведен форум «Мобильный контент».

Основная программа нынешней конференции будет включать доклады участников и "круглые столы" по наиболее важным вопросам развития рынка мобильного контента и дополнительных услуг сотовой связи. «В этом году к участию приглашались представители компаний, достигших наиболее интересных результатов в своей области», - отметил Михаил Новиков. При этом, в отличие от прошлого года, когда участники были преимущественно из стран бывшего СССР и балтийских стран, в этом году они собраны со всего мира, включая даже Монголию. Среди таких гостей организаторы выделяют компании Buongiorno Vitaminic (Италия), Glu Mobile (США), Infospace (США), LaNetro Zed (Испания), Netsize Group (Франция), как известнейших мировых поставщиков в области мобильного контента, а также президента Wireless Internet & Mobile Computing (США) Алана Рейтера - одного из самых известных в мире консультантов по сотовой связи. Среди российских участников можно выделить такие компании, как i-Free (которая уже второй раз выступает в качестве генерального спонсора конференции), Infon, «Никита», PlayFon и Next Media Group.

На конференции будут обсуждаться вопросы тенденции на рынках мобильного контента России, СНГ, Европы, Азии и Америки, стратегии сервис-провайдеров, операторов и мобильных порталов, а также перспективы развития рынка. Фокусом II Mobile VAS Conference станут темы «Мобильные услуги как часть международного рынка», «Приход иностранных компаний в Россию» и «Выход российских компаний на международный рынок». «Эти темы являются наиболее актуальными на сегодняшний день. Напомню, что в этом году часть российских сервис- и контент-провайдеров стали активно расширять свой бизнес за счет географической экспансии, а международные компании именно в этом году начали выходить на российский рынок», - говорит Михаил Новиков.

В частности, из российских компаний, вышедших на рынки за пределами страны, можно назвать i-Free, PlayFon, Solvo, «Информ-Мобил», а также Infon, которая последовательно выходит на рынки стран СНГ. В частности, последняя  с начала 2005 года работает в Украине и сейчас ведет переговоры с рядом компаний в других странах. Кроме этого, «Никита» планирует открытие своих представительств на всех рынках СНГ, а контент-провайдер Sibius намерен открыть офис в Праге. Среди иностранных компаний на российском рынке работают Jippi, Buongiorno Vitaminic, In-Fusio и японская корпорация Sumitomo (последняя купила долю российского контент-провайдера SPN Digital (торговая марка Revcom). В июле 2005 года контент-провайдер ProfitMobile стал эксклюзивным партнером группы компаний 12snap на территории СНГ – за счет этого у 12snap появилась возможность продвижения на местном рынке акций по мобильному маркетингу для международных и локальных компаний. В августе этого года о начале своей работы заявил новый российский контент-провайдер Multiсhannel Solutions, основателем которого стал итальянский бизнесмен Никола Саворетти; а российский филиал крупной английской компании Propagator подписал с российским «АртФоном» контракт, в рамках которого последний получил доступ к ряду решений Propagator. Другие зарубежные VAS-провайдеры также активно присматриваются к российскому рынку.

Правда, по данным совместного исследования компаний «Прайм Консалт» и Trade Marketing Research, на протяжении двух последних кварталов рынок мобильного контента идет на спад, достигнув объема в $210 млн за прошедшие 9 месяцев. Также ожидается, что в 2005 году его объем не превысит $370 млн (притом что в свое время делались прогнозы на $1 млрд). При этом наибольшую долю здесь занимает заказ логотипов и мелодий – 43 % всего рынка. Количество участников рынка мобильного контента к лету 2005 стабилизировалось, и сейчас в России существует чуть больше 200 контент-провайдеров. Как отмечает компания TMR, на ограничение объема рынка существенное влияние оказывают два фактора. Первый - проблемы с качеством мобильного контента, ведущие к уходу разочарованных потребителей с рынка и их переключению на другие сервисы. Второй - ориентация контент-провайдеров в производстве и продвижении многих видов контента на аудиторию младших возрастов без дифференциации по потребностям различных групп потребителей и особенностям их восприятия рекламы. Рост рынка мобильного контента, по оценке TMR, может возобновиться за счет изменения стратегий провайдеров, развития новых услуг, повышения качества мобильного контента и прихода новых крупных игроков, который ожидается в начале 2006 года.

Тем не менее, участники конференции смотрят в будущее мобильного контента с оптимизмом и подчеркивают важность проведения тематических мероприятий. «Рынок мобильного контента для нас, как исследовательской компании, является одной из ключевых областей. В прошлом году в Mobile VAS Conference принимали участие все значимые участники рынка: от операторов и контент-провайдеров до правообладателей и производителей платформ. В этом году также ожидается интересная насыщенная программа. Очевидно, что многие компании представят в рамках конференции свои новинки, расскажут об основных достижениях уходящего года. Кроме того, интересно обсудить дальнейшие планы и услышать мнения российских и зарубежных коллег, - говорит косультант-аналитик компании J'son & Partners Полина Масленникова. – Темы, которые будут подняты на конференции, действительно сейчас актуальны для российского рынка, поскольку этап его формирования подошел к концу. Это характеризуется в том числе проявлением интереса к российскому рынку со стороны зарубежных компаний и инвесторов, а также выходом крупнейших российских контент-провайдеров на западные и восточные рынки».

«На сегодняшний день в России проходит два крупнейших мероприятия, посвященных VAS. Первое - это «Мобильный форум», который проходит в начале лета в Москве, а второе – петербургская конференция. Поэтому мы считаем, что для нашей компании принимать участие в этих двух мероприятиях не только очень познавательно и интересно, но и очень важно – ведь у нас появляется возможность подтвердить свое положение на рынке и поделиться своей информацией, - отмечает менеджер по PR компании «Никита» Андрей Швечков. – Что касается фокусных тем конференции, то основной акцент для нашей компании мы бы сделали на теме «Приход иностранных компаний в Россию». Нам интересны как западные партнеры, так и будущие конкуренты. Вторая тема, которая находится в рамках наших приоритетов, - «Мобильные услуги как часть международного рынка» - мировые тенденции развития, конечно же, затрагивают и нас, так что обсуждать и понимать, что происходит в мире лучше сейчас, а не когда уже будет поздно. «Выход российских компаний на международный рынок» для нас сейчас не очень актуален, хотя мы уже работаем с рядом стран дальнего зарубежья».

«Мы принимаем участие во всех значимых событиях рынка мобильной связи и оказываем поддержку наиболее перспективным начинаниям, которые способствуют развитию отрасли. Таковым, на наш взгляд, является II Mobile VAS Conference. В прошлом году этот форум собрал большое количество специалистов и экспертов, которые получили возможность обсудить самые актуальные вопросы и проблемы бизнеса, а также выступить с важными инициативами, в частности, с инициативой создания профессиональной ассоциации. По отзывам наших коллег и партнеров, это было крайне полезное и очень информативное мероприятие, поэтому мы вновь решили стать генеральным спонсором конференции. Мы уверены, что в этом году она пройдет так же успешно и будет реально полезна  всем игрокам рынка. На наш взгляд, основные темы конференции очень актуальны, так как они отражают один из важнейших трендов: Россия сегодня становится частью глобального рынка, и многие контент-провайдеры связывают свое развитие с расширением бизнеса за рубеж. В то же время российским рынком активно интересуются иностранные компании. Эта тенденция, по нашему мнению, не только сохранится в ближайшем будущем, но и будет активно развиваться и влиять на многие рыночные процессы в России. Так что мы считаем, что обсуждение этих вопросов будет интересно многим российским и иностранным специалистам», - сообщает управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.

«Подобные мероприятия всегда носят положительный характер, способствуя установлению и поддержанию деловых контактов. В этом году в июне прошел форум "Мир мобильного контента", в котором приняли участие ведущие российские игроки, профессиональные сообщества и ассоциации, но в форуме участвовало недостаточное количество иностранных игроков. В прошлом году мы активно участвовали в работе конференции, и Mobile VAS Conference-2004 стала первой площадкой для встречи российских участников рынка мобильного контента, а также компаний из Казахстана, Украины, Белоруссии, стран балтийского региона. Важнейшим итогом работы прошлогодней конференции стало заявление, сделанное нашей компанией, i-Free и  Jippii, о создании ассоциации контент-провайдеров. В этом году к ней присоединилась компания "Никита", а также было завершено юридическое оформление ассоциации. Заявленные темы Mobile VAS Conference-2005 действительно являются актуальными для текущего состояния рынка мобильного контента. Именно в 2005 году на рынке произошли очень важные события - слияния и поглощения иностранными компаниями российских компаний-провайдеров, выход российских игроков на зарубежные рынки, внедрение новых перспективных услуг на рынок и т. д.», - комментирует генеральный директор компании Infon Кирилл Шрамко.

«В первую очередь, важнейшая задача конференции – создать условия для личного общения. Мы стараемся, чтобы наша конференция стала идеальным местом для установления личных и деловых связей. На конференции мы ожидаем участия около 300 человек. Приглашенные докладчики, ведущие мировые и российские эксперты в области mobile VAS, представят свое видение по предложенным темам и вступят в живую дискуссию со всей аудиторией. Цель конференции - именно обсуждения, возможность высказать свое мнение, услышать новую идею, рассказать о своей. Успех конференции зависит от активности участников и готовности поделиться своими знаниями и проблемами. В целом наша Mobile VAS Conference должна быть местом подведения итогов работы этого рынка и определять основные перспективы будущего развития мобильного контента», - резюмирует Михаил Новиков.

Автор: Наталья Чумарова.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: