«Ингрия» проникает в студенческую среду. В Петербурге состоялось открытие нового бизнес-инкубатора

Вчера, 27 января 2010 года, генеральный директор ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» Илья Толстов и ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев открыли площадку бизнес-инкубатора «Ингрия-ИТМО» на территории Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики на Биржевой линии В. О., д. 16. Данный проект был реализован в рамках программы сотрудничества «Ингрии» с вузами Санкт-Петербурга и носит название I2U Center.

Напомним, что бизнес-инкубатор «Ингрия», подразделение одноимённого технопарка в сфере высоких технологий, активно функционирует с января 2009 года. Проект нацелен на поддержку начинающего бизнеса в области высоких технологий до стадии получения финансирования и выхода на рынок. Бизнес-инкубатор оказывает инновационным компаниям содействие в развитии бизнеса – в частности, привлекает финансирование, осуществляет продвижение бизнеса, предоставляет сервис-поддержку и проводит мастер-классы и профессиональные тренинги. В настоящий момент в «Ингрии» находится 12 инновационных компаний-резидентов, до конца января планируется подписать ещё несколько договоров на инкубирование (подробнее о достижениях и планах бизнес-инкубатора - см. новость раздела «Ингрия» от 29 декабря 2009 г.).

Как рассказал Илья Толстов (его назначение состоялось недавно, см. новость рубрики «Назначения» раздела «Ингрия») на конференции, посвящённой открытию «Ингрия-ИТМО», основная цель проекта – дать студентам возможность получить необходимые инструменты и инфраструктуру, чтобы они могли свободно реализовать свои идеи и продвинуть их на рынок.

«ИТМО – одно из ведущих учебных заведений нашей страны, которое является практически кладезем талантов. А мы находимся на рынке уже более года, и наш опыт показывает нам, что из ИТМО выходит чрезвычайно большое количество оригинальных идей и выпускается много талантливых ребят. Ректор сразу же поддержал нас в идее создания такого центра, поэтому она развивалась и воплощалась в жизнь в атмосфере полного согласия и взаимопонимания», – рассказал г-н Толстов. Сам ректор дополнил, что идея, которая обсуждалась с «Ингрией», сводилась к тому, чтобы разработать именно систему, комплексный проект. «Основной задачей является обучить ребят азам управления, маркетинга, продвижения. Ведь очень часто возникают идеи, которые очень хороши с технической точки зрения, а вот с точки зрения рынка они совершенно нулевые. Для осуществления этой задачи мы используем учебно-методические материалы, разработанные за рубежом, в том числе в университете Беркли. Базой для нового бизнес-инкубатора, конечно же, станет наш университет, но в то же время он открыт для всего вузовского сообщества, причём не только петербургского. Уже сейчас есть заявки претендентов из Томска, Екатеринбурга, Москвы. Мы не хотим замыкаться только на ребятах из нашего университета, потому что лично я считаю, что любая закрытая система так или иначе «коллапсирует». Мы приглашаем всех, у кого есть интересные идеи. Наша задача – выпуск наукоёмкой продукции, создание малых предприятий. Так, за осень прошлого года нами было инкубировано и практически создано 6 малых компаний», – сообщил ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев.

 

Представители университета и бизнес-инкубатора рассказали про развитие проекта
Представители университета и бизнес-инкубатора
рассказали про развитие проекта

Что касается финансирования, то, как отметил Илья Толстов, часть средств, предназначенных для развития инфраструктурной части, – порядка 80 млн рублей – были получены из федерального и городского бюджета, а часть – из внебюджетных источников (собственно университета ИТМО). Что касается оборудования для мансардного этажа (помещения бизнес-инкубатора), то здесь финансирование было осуществлено за счет бюджета технопарка «Ингрия» – около 10 млн рублей.

Относительно оплаты участия в проекте следует сперва отметить, что существует две различные программы – прединкубационная и инкубационная. По первой программе любой человек, обладающий идеей, может прийти и протестировать её на жизнеспособность. Программа представляет собой набор определённых действий, кроме того, она ограничена по времени – в прединкубационном периоде проект может находиться не более 6 месяцев. За это время определяется, есть ли бизнес за данной идеей, можно ли его реализовать технически, финансово и экономически. Прединкубация включает в себя помимо всего прочего предоставление рабочего места, сопровождение проекта и консультации специалистов, стоит она 2 тыс. рублей в месяц. Программа инкубации – для тех, у кого уже есть какая-то бизнес-модель. Она не столь универсальна, здесь к каждому подбирается индивидуальный подход, и стоит это 3 тыс. рублей в месяц.

По словам г-на Толстова, все команды, которые пытаются реализовать свои проекты, рано или поздно нуждаются в размещении, определённом месте для встреч с партнёрами. Собственно, все сооружённые помещения и предназначены для того, чтобы студенты смогли сконцентрироваться только на своём бизнесе, не растрачиваясь на проблемы управления офисом и оплаты по счетам за Интернет, телефонию и т. д. Илья Толстов особо отметил, что «Ингрия» не является бизнес-центром, она не сдаёт квадратные метры – она сдаёт рабочие места. В новом бизнес-инкубаторе создано три типа помещений. Это, в первую очередь, обычные небольшие офисные помещения (рассчитаны на 2-5 человек, аренда обойдется в 4,8 тыс. рублей в месяц), а также кьюбиклы (cubicles)– открытые площадки с небольшими перегородками (площадь каждого помещения около 1,6 кв. м, стоимость аренды – 2 тыс. рублей в месяц) и коворкинг-центр (coworking center). Последний представляет собой открытое помещение, в котором находятся оборудованные рабочие места. Здесь нет закрепления рабочих мест, поэтому данный вариант даёт лишь гарантию, что, придя сюда, человек сможет работать – но только на том месте, которое будет на тот момент свободно. Оплата места в коворкинг-офисе входит в оплату прединкубационного периода.


Слева направо: директор по PR и рекламе ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» Ксения Петрова, генеральный директор Илья Толстов, ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев
Слева направо: директор по PR и рекламе ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга»
Ксения Петрова, генеральный директор Илья Толстов,
ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев

По словам ректора СПбГУ ИТМО, при университете уже есть один инновационный центр – на его базе разместилось около 50 небольших компаний с оборотом около 1 млрд рублей. В основном здесь сосредоточены компании и проекты, которые имеют отношение к университету. Рассказывая о необходимости создания нового бизнес-инкубатора, Илья Толстов отметил, что в мире накоплен гигантский опыт того, как проводить развитие технологий, разработанных на базе университетов. «Как правило, в первую очередь развивается технологическая составляющая всех идей. Меж тем главной идеологией бизнес-инкубатора является создание взаимосвязи между этой самой технологической составляющей и рынком. Бизнес-инкубатор «Ингрия» пытается взаимодействовать и строить действующий, живой механизм коммерциализации всех идей, которые рождаются в университетах», – объяснил г-н Толстов.

«Ингрия – это дельная команда, они показали, что могут грамотно отбирать проекты и хорошо работать с ними. Я не сомневаюсь, что они будут успешными. Так, очень хорошей инициативой является их конкурс Web-Ready – я сам принимал в нём участие: входил в жюри. Бизнес-инкубатор – следующий этап после того, как идея найдена. Очень важно найти хорошее место для того, чтобы резиденты могли развивать свои идеи в комфортной среде. У нас в университете тоже ведётся деятельность по выращиванию талантов в ИТ-области. Конечно, я не считаю «Ингрию» своим конкурентом – инновационная среда в России настолько невелика по объёму, что о конкуренции говорить не приходится. Более того, курируют наши проекты те же ребята из «Ингрии». Это, конечно, проходит не в масштабах бизнес-инкубатора, но всё же такая помощь тоже немаловажна и весьма ощутима», – сообщил советник проректора по научной работе СПбГУ Игорь Рождественский (о ходе и итогах конкурса Web-Ready – см. новость раздела «Ингрия» от 21 декабря 2009 г.).

В открывающемся бизнес-инкубаторе будет создано 96 рабочих мест (на площади 75 кв. метров), из них 33 – в офисах. В целом туда должно поместиться 20 компаний. При этом со стороны ИТМО уже имеется около 15 претендентов, ещё 4 потенциальных резидента – со стороны «Ингрии». Бизнес-инкубатор, по словам его организаторов, практически совершенно готов к сдаче – осталось только провести Интернет и установить видеоконференцсвязь в специально отведённом для этого помещении.

«Данная инициатива не нова и достаточно ожидаема. Как мы все знаем, в данной ситуации лишь сменился партнер «Ингрии», которым изначально должен был стать Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Надеемся, что сочетание опыта и профессионализма коллектива «Ингрии» и инновационного потенциала представителей научной среды дадут свои результаты. К увеличению количества бизнес-инкубаторов в Петербурге мы относимся как к закономерному и понятному явлению. Отдельный вопрос – это соотношение количества бизнес-инкубаторов, качества их работы, выражающегося, естественно, в результатах – новых жизнеспособных компаниях. Что же касается конкуренции, то если говорить о конкуренции бизнес-инкубаторов «Ингрии» и Technopolis, то ее как таковой нет. Мы участвуем в процессах инкубации в рамках партнерского соглашения с «Ингрией». Суть сотрудничества состоит в том, чтобы компании, сформировавшиеся в инкубаторе «Ингрии» – в том числе с помощью 25-летнего опыта компании Technopolis и знаний и энергии сотрудников «Ингрии», – продолжили развитие своего бизнеса и начали бы процесс интернационализации уже в «Технопарке Пулково», который мы запускаем весной этого года», – прокомментировала административный ассистент Technopolis Мария Якубович. Напомним, что Technopolis является участником развития ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» и созданного при нем бизнес-инкубатора «Ингрия» (см., например, новость раздела «Ингрия» от 21 июля 2009 г.).

«Конкуренции между бизнес-инкубаторами действительно на данный момент практически не существует – они находятся на уровне взаимопомощи и взаимного дополнения. У каждого из них свои, особенные принципы работы – слишком индивидуальные, чтобы чрезмерно беспокоиться за сохранность своей коммерческой тайны. Мы все делаем одно общее благое дело – помогаем развиваться нашим предпринимателям. Дисциплинируем их, учим работать на рынке, адаптироваться в бизнес-среде не только России, но и выводить свой бизнес за рубеж. Сейчас это особенно актуально. Мы просто предлагаем разную помощь – различный перечень услуг, разные принципы работы, модели. Но все они, так или иначе, являются востребованными предпринимателями. Наше дело – охватить как можно больший спектр того, что им необходимо. А они уже должны самостоятельно выбрать и определить, что на данном этапе их развития наиболее актуально. Более того, перед своим открытием коллеги из «Ингрии» приезжали к нам консультироваться. Разрабатывая концепцию, изучали нашу модель, черпали что-то для себя. Совершенно правильно, что «Ингрия» решила объединиться с вузами – в студенческой среде огромное количество свежих нестандартных идей для бизнеса. Многие молодые люди «горят идеей» создать свою компанию, и многие добиваются отличных результатов», – отметила PR-менеджер Первого городского бизнес-инкубатора Юлия Асейкина.

Рубрики: Маркетинг, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: технопарк, инновационная инфраструктура, Технополис, бизнес-инкубатор, Ингрия, офисные помещения, инновации