Июньские скачки

Стали известны итоги развития петербургского рынка сотовой связи за июнь. Нынешнюю расстановку сил определил успех акций местных операторов, запущенных в течение прошлого месяца.

Вчера, 7 июля, сразу несколько аналитических агентств объявили итоги развития рынка сотовой связи России, а также Москвы и Петербурга. В частности, по данным аналитического агентства AC&M Consulting в России к концу июня абонентов стало больше на 2,6млн человек по сравнению с началом месяца, и достигло отметки 49,5 млн человек. Таким образом, уровень проникновения сотовой связи к концу месяца составил 34% (это в два раза больше, чем в июне 2003 года). Среди "большой тройки" операторов доли рынка распределились следующим образом: ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) держали 37%, "ВымпелКом" ("Би Лайн GSM") - 33%, "МегаФон" - 18%. В Москве, где общее количество пользователей мобильной связью достигло 13,4 млн, или 78,9% от общего числа жителей, эта картина выглядит так: МТС и "Би Лайн GSM" имеют по 46%, "МегаФон" - 8%. По количеству новых подключений лидером стали МТС (91%), "МегаФон" - 8%. "Би Лайн GSM" в июне не зафиксировал новых подключений - из-за смены учетной политики (см. ниже).

Если говорить о петербургском рынке, то по данным того же агентства, в Петербурге и Ленобласти сейчас насчитывается 4,425 млн абонентов (напомним, что в мае их насчитывалось по данным AC&M Consulting 4,242 млн). Уровень проникновения составил 69,8% (в мае - 66,9%). Расстановка сил такова: "МегаФон" контролировал 46% рынка, МТС - 33%, "Би Лайн GSM" - 13%.

Отчеты других аналитиков не сильно расходятся с этими данными. Так, по оценкам петербургского агентства SotaWeek число абонентов сотовой связи в Петербурге и Ленобласти составило на 30 июня составляло 4,396 млн человек (по сравнением с маем эта цифра увеличилась на 147 тыс. человек). Проникновение достигло уровня 68,5%, что на 2,3% превышает показатель мая. Доли операторов распределись так: местному филиала ОАО "МегаФон" принадлежит 46,6% рынка, МТС - 33,2% рынка, "Би Лайн GSM" - 13,8%.По оценкам компании J'son & Partners, "МегаФону" к концу июня принадлежало 47%, МТС - 34%, "Би Лайн GSM" - 12%.

Самое заметное изменение - на первое место по количеству новых подключений вышла МТС (38% по данным AC&M Consulting). Как сообщили в отделе маркетинга компании, она получила в прошлом месяце 72,8 тыс. "чистых" (т.е. с учетом оттока) абонентов. Второе место занял "МегаФон" (28%), "Би Лайн GSM" (23%). Напомним, что в мае первое место по новым подключениям занимал "МегаФон", а в марте-апреле этого года - "Би Лайн GSM". Всего за июнь было подключено по различным оценкам 160 - 180 тыс. новых абонентов. Как отмечает аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский, эта цифра не так велика по сравнению, например, с Москвой, где, например, одни МТС подключили 270 тыс. подписчиков. "Поэтому изменения в тройке лидеров по подключениям могут происходить буквально из-за одной акции", - отмечает Антон Погребинский.

Как говорят наблюдатели рынка, для МТС такой акцией стало предложение "Лето-Джинс" (см. выпуск новостей от 7 июня 2004 г.). Эта услуга позволяет звонить абонентам МТС Петербурга и Ленинградской области за $0,03/мин. круглосуточно. Сейчас в структуре новых подключений МТС "Джинс" занимает 78%, при этом, по оценке руководителя ИА SotaWeek Дениса Кускова,  на большую половину из них приходится "Лето-Джинс".

Основные акции Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" в июне - это запуск услуги "Белые ночи" (бесплатные звонки внутри сети с 0.00 до 8.00), удвоение сроков действия карт и запуск тарифа "Extra.Лайт" (см. выпуск новостей от 16 июня 2004 г.). Однако, как отметил Денис Кусков, эффективность "Белых ночей" сомнительна - она ориентирована в основном на молодежь, которая традиционно считается основной аудиторией двух других петербургских ведущих GSM-операторов. Более эффективным, по его мнению, являлось предложение "МегаФона" получить услугу "Абонент-3" (эта опция позволяет течение трех месяцев пользоваться услугами связи, входящими в основной пакет, без абонентской платы) при подключении к сети оператора до 30 июня.

"Би Лайн GSM" в начале июня запустил тарифный план "Би+ Тайм. Любимое лето". Особенность нового пакета услуг - стоимость звонков $0,01 за минуту разговора на все любимые номера сети "Би Лайн GSM" (см. выпуск новостей от 7 июня 2004 г.). Также компания продлила срок подключения к тарифу "Прайм. Отличный" (см. выпуск новостей от 5 июля 2004 г.).

"Летом подключаются в основном дачники, поэтому основные продажи у нас пришлись в основном на "Джинс" с опцией "Лето-Джинс". Правда, под конец месяца стали хорошо продаваться и пакеты "Лайт" "МегаФона". Это произошло благодаря таким акциям оператора как увеличение сроков действия карт и запуск тарифного плана "Extra.Лайт", - сообщил руководитель отдела маркетинга компании "Телефорум" Игорь Алехин. "МТС в этом году занимает у нас лидирующие позиции. Исключением стали март и апрель, когда на первое место вышел "Би Лайн GSM" - компания тогда предлагала два пакета по цене одного. В июне мы продали по 16 тыс. контрактов МТС и "МегаФона" и 11 тыс. - "Би Лайн GSM", - сообщил руководитель отдела маркетинга компании "Ультра Стар" Дмитрий Карманов.

Между тем, падение доли рынка новых подключений "Би Лайн GSM" на московском рынке породило волну спекуляций на рынке. В основном, наблюдатели рынка связывают эту ситуацию в столице с отсутствием у оператора свободной номерной емкости. В связи с этим компании пришлось изменить условия обслуживания абонентов, сократив срок их отключения с шести месяцев до пяти. В результате компания в июне отнесла в отток абонентов, которые отключились сразу в двух месяцах - декабре прошлого года и январе этого. По словам представителей оператора, если бы не этот факт его доля в чистом приросте абонентов в Москве составила бы 42% (а так в столице компания зафиксировала отток в 2 тыс. абонентов).

Однако некоторые аналитики полагают, что это объяснение не отражает реальную ситуацию на рынке. "Новые подключения оператора начали снижаться еще в ноябре прошлого года, после пика подключений, который пришелся на октябрь. А изменение порядка учета московских абонентов введено лишь с первого квартала. Более того, если бы причиной было единовременное изменение порядка учета абонентов, снижение было бы разовым, единовременным. Мы же наблюдаем совсем другое", - сообщил аналитик "Финам" Олег Шенкер. Тем не менее, Петербурга эта ситуации не касается. Как уже говорилось выше, здесь в течение весны "Би Лайн GSM" лидировал по количеству новых подключений.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы