Петербургский метрополитен мог получить связь нового цифрового стандарта ТЕТRА на всех станциях еще в 2000 г. В конце 1980-х инженеры метро и местного НИИ Точной механики, предложившего проект, даже выбрали поставщика – Marconi (затем – OTE, а потом – Selex). Однако из-за отсутствия финансирования проект системы обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов на базе ТЕТRА был отложен. Федеральная статья расходов на него появилась только в 2007 г.
На прошлой неделе ComNews стало известно, что контракт на проектирование и строительство технологической радиосвязи в питерской подземке получил и начал выполнять местный партнер Motorola ЗАО "РКК Мобильные Радиосистемы". Сегодня на объектах метрополитена завершается строительство первой очереди системы ЕЦРС (единая цифровая радиосвязь). Госзаказчиком проекта выступает СПб ГУП "Петербургский метрополитен", а эксплуатацию ЕЦРС осуществляет единый оператор проводных и беспроводных средств связи в интересах правительства Санкт-Петербурга – СПБ ГУП "АТС Смольного". Решением ГКРЧ ему выделены полосы частот в диапазонах 412-417 МГц и 422-427 МГц.
Конкурс на получение контракта стоимостью более $5 млн городские власти объявили в мае 2007 г. Его результаты подвели в конце июля, а госконтракт с исполнителем заключен в августе. "В открытом конкурсе могли принять участие решения любых производителей TETRA. Однако в техническом задании заказчик выдвинул требования о строительстве цифровой транкинговой системы радиосвязи TETRA на базе IP. Кроме Motorola никто из производителей TETRA-оборудования пока не предлагает такого решения", – сообщил репортеру ComNews гендиректор РКК "Мобильные радиосистемы" Сергей Макаров.
Метрополитен северной российской столицы включает четыре линии общей протяженностью маршрутов более 125 км с 65-ю станциями и 5-ю депо. "Сейчас мы завершаем развертывание первой очереди на 4-й линии. В дальнейшем система обеспечит защищенную многофункциональную радиотелефонную связь с возможностями передачи голоса и данных по всем участкам", – рассказал репортеру ComNews вице-президент Motorola по системным решениям в регионе EMEA Мануэль Торрес.
В Motorola пояснили также, что проект предусматривает ввод в эксплуатацию системы на базе платформы Dimetra IP с поэтапным расширением зоны действия и возможностей. Первая очередь ЕЦРС в петербургском метрополитене, работа которой начинается в этом месяце, включает 13 базовых станций, центр управления и коммутации. На этом этапе к системе будут подключены 300 пользователей. Сервисы сети предназначены для всех служб метрополитена: подвижного состава, эксплуатационных, УВД и пр. Полное завершение проекта намечено на 2009 г., число TETRA-абонентов метро к тому времени должно достигнуть 3 тыс. Развернутая ЕЦРС будет включать 70 базовых станций Motorola, расположенных как под землей, так и на наземных участках метро.
Кстати, на российском TETRA-рынке Motorola начинала семь лет назад именно с Петербурга. Еще в октябре 2000 г. Motorola и транкинговый оператор "РадиоТел" начали тестовые испытания первой в России демо-системы цифрового стандарта TETRA, базовая станция которой была установлена на петербургской телебашне, а коммутация осуществлялась посредством шлюза и контроллера Motorola в Копенгагене. В сентябре 2004 г. в Петербурге была развернута коммерческая односайтовая система TETRA на базе оборудования Motorola Compact TETRA, которая затем расширялась. Сервисы этой сети активно используют, в частности, петербургские службы 01 и 03.
Досье ComNews
Метрополитены стали пионерами внедрения TETRA-систем на транспорте в России. Первыми к клубу TETRA-подземок (Лондонское, Мадридское, Нюрнбергское, ряд азиатских и латиноамериканских метро) в 2005 г. приобщились Казанский и Московский метрополитены. В Казани система работают на инфраструктуре и рациях Motorola, в Москове, соответственно, на Rohde & Schwarz и Sepura. Оба метрополитена планируют расширять сети, постепенно реализуя в них передачу данных. В России – семь действующих метрополитенов (Екатеринбургский, Казанский, Московский, Нижегородский, Новосибирский, Петербургский и Самарский), один работающий скоростной трамвай с подземными участками (Волгоградский Метротрам) еще четыре метрополитена строятся: Омский (пуск первого участка назначен на 1 июля 2008 г.), Кроасноярский (5 июня 2010 г.), Челябинский (13 сентября 2012 г.) и Уфимский (2010 г.).
Наталия Веденеева, Дмитрий Петровский