Торговая марка «Скай Линк» появилась в Петербурге в конце 2002 году – под ней работает ЗАО «Дельта Телеком», в свое время – оператор аналогового стандарта NMT-450 (этой осенью была демонтирована последняя базовая станция в Вологодской области). Через год – в конце 2003-го – этот бренд появился во втором городе – Москве. Сейчас одноименный холдинг объединяет сотовых операторов, работающих в стандарте CDMA-450 (IMT-MC-450, работает в диапазоне 450 МГц, технология CDMA20001X, он был принят в России как вариант для цифровизации сетей NMT-450) более чем в 20 регионах страны. Напомним, что основное его отличие – возможность высокоскоростной передачи данных – до 153 кбит/с в базовом варианте и до 2,4 Мбит/с – с использованием EV-DO (эта технология была запущена года назад, см. выпуск новостей от 16 декабря 2005 г., ее поддерживают пока один телефон Ubiquam U300 и несколько моделей интернет-модемов).
В 2002 году петербургский «Скай Линк» начала с 60 базовых станций и двух моделей телефона (средний доход в перерасчете на одного абонента, ARPU, составил $70). Основную ставку при выходе на рынок компания сделала на безлимитные голосовые тарифы. К концу 2003 года оператор обслуживал в Петербурге 42 тыс. клиентов (ARPU – $68,5) со 128 станциями (96 – Петербург, остальные – Ленобласть). К концу позапрошлого года услугами местного «Скай Линка» пользовалось уже 90 тыс. подписчиков (ARPU - $63, при этом компания располагает 211 базовыми станциями по региону, из них 128 и 83 – в Северной столице и области соответственно). Этот год отметился запуском второй несущей частоты и обнародованием данных по потреблению интернет-трафика: в пересчете на одного абонента – 15 Майт за месяц. Линейка терминалов выросла до 7 моделей. В 2005 году компании удалось нарастить базу до 145 тыс. клиентов (средний доход - $56), при этом 60 тыс. из них – постоянные пользователи мобильного доступа в Интернет (среднее потребление трафика – 30 Мбайт в месяц, при этом 10 % абонентов генерировали трафик до 100 Мбайт в месяц, а более 1 тыс. – свыше 1 Гбайт). Количество базовых станций выросло до 298 штук. Помимо запуска EV-DO этот год также был отмечен у компании предложением так называемого пластикового роуминга для выезжающих за рубеж (см. выпуск новостей от 2 ноября 2005 г.).
Сейчас «Скай Линк Санкт-Петербург» (оператор ЗАО «Дельта Телеком») предоставляет услуги сотовой связи стандарта CDMA-450 в Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и Республике Карелия. Кроме того, оператору принадлежит мурманский «Теле-Норд», предоставляющий услуги с 2004 года (см. выпуск новостей от 17 декабря 2004 г.). Также на Северо-Западе «Скай Линк» присутствует в Калининграде, но он напрямую подчинен столичному ЗАО «Скай Линк» (см. выпуск новостей от 15 августа 2005 г.).
Итоговые показатели развития за 2006-й год таковы: при 328 базовых станций (235 из них поддерживают EV-DO, 193 установлены в Петербурге) абонентская база составляет 190 тыс. подписчиков, при этом количество постоянных пользователей мобильной передачи данных выросло до 85 тыс. При среднем потреблении в 56 Мбайт в месяц в пересчете на одного абонента 5 % клиентов генерируют до 512 Мбит в месяц, более 1,5 тыс. – свыше 1 Гбит/с. При этом, фактически весь 2006 год прошел у компании под знаком продвижения EV-DO. Напомним, что под нее была разработана торговая марка Sky Turbo, продвижение которой началось в рамках кампании «Я доволен», анонсированной на «Норвекоме-2006» (см. выпуск новостей от 17 февраля 2006 г.). Тогда же были анонсированы услуги на базе EV-DO «Мобильное телевидение», «Мобильное видеонаблюдение» и «Видеотека», запуск которых состоялся летом (см. выпуск новостей от 16 августа 2006 г.). В дальнейшем оператор весьма активно стал заниматься BTL-акциями по продвижению Sky Turbo, в частности, впервые к кампании по продвижению мобильного доступа в Интернет были привлечены дилеры (см. выпуск новостей от 23 марта 2006 г.). В дальнейшем количество торговых сетей и городских мест, охваченных акциями, росло, а крупнейшим мероприятием стала предновогодняя акция «СкайДрайв» («Новогоднее ускорение», см. выпуск новостей от 21 ноября 2006 г.). Ее особенность – масштабный охват мест привлечения потенциальной аудитории, а также компания впервые обратила внимание на студенческий сегмент. «Студенты, как известно, это активные пользователи новых технологий. Кроме того, уровень проникновения ноутбуков в России растет, в том числе, стали доступны и бюджетные модели, которые себе может позволить учащийся вуза. Многие из них начинают работать на старших курсах, и первые собственные деньги они часто вкладывают именно в приобретение мобильного ПК и сотового телефона», - прокомментировал директор по маркетингу и развитию бизнеса «Скай Линк - Санкт-Петербург» Дмитрий Малаканчиков.
В итоге сейчас количество абонентов EV-DO у компании превышает 25 тыс. При этом, по словам заместителя гендиректора, коммерческого директора «Скай Линк – Санкт-Петербург» Максима Черняка, 17 тыс. из них – это владельцы телефона U300, остальные – это покупатели интернет-модемов. Что касается услуги «Мобильное ТВ», то ее коммерческая эксплуатация может начаться в первой половине следующего года. Пока в рамках пилотного проекта оператор фиксирует около 20 тыс. заходов на свой ТВ-сервер ежедневно. «В целом по итогам года мы получили очень хорошие результаты по развитию услуги мобильной передачи данных, в чем-то они даже превзошли наши ожидания», - отметил генеральный директор «Скай Линк - Санкт-Петербург» Геннадий Голант. Среди других развивающихся проектов – запуск долгожданной платформы контент-услуг BREW (см. выпуск дайджеста от 29 ноября 2006 г.). Сейчас в ее рамках петербуржцам доступны 11 игр и ведется разработка ряда новых приложений, включая интерактивные сервисы, закачивание логотипов и мелодий и т.д.
Среди ближайших событий в плане развития EV-DO - намерение компании в следующем году увеличить ее проникновение в Ленобласти. Планируется, что она будет доступна на 60 % базовых станций здесь, и основной акцент будет сделан на крупные районные центры. Боле того, вполне вероятно, что к концу следующего года некоторые абоненты смогут воспользоваться технологией со следующим вариантом EV-DO – Revision A. Напомним, что всего разработано четыре релиза технологии EV-DO: Revision Zero (Rev. 0, в нем и работает «Скай Линк», полное название – CDMA2000 1xEV-DO Revision Zero), Revision A (Rev. A), Revision B (Rev. B) и Revision С (Rev.C). Вариант Revision A позволяет увеличить скорость до 3,1 Мбит/с при скачивании данных и до 1,8 Мбит/с при передаче данных обратно.
По словам представителей компании, уже сейчас все новые базовые станции от основного поставщика – компании Lucent Technologies – оснащены оборудованием, поддерживающим Rev. A. Первый тестовый терминал с его поддержкой появится в первом квартале следующего года, это будет смартфон от производителя AnyData, который сейчас является одним из основных вендоров по интернет-модемам (в частности, сейчас тестируется новая модель с EV-DO, которая отличается вдвое меньшими габаритами). Ожидается и пополнение линеек недавних партнеров Kyocera (см. выпуск дайджеста от 15 сентября 2006 г.), Pantech, и прибытие новых имен – в частности, вскоре на рынке появится модель LG и ведутся переговоры с Motorola.
Отдельное направление для работы – это коробочные решения, здесь предлагается два варианта: набор с модемом или с веб-камерой. Что касается первого, то его продажи начались недавно – в ноябре (см. выпуск новостей от 10 ноября 2006 г.), и первая партия на 2 тыс. штук – была распродана менее чем за месяц. Как отметил Максим Черняк, здесь «Скай Линк» рассматривает возможность работы с независимыми интеграторами по продвижению коробочных решений, например, в сегменте среднего бизнеса или домохозяйств.
Также компания продолжает разворачивать опытную зону CDMA-450 в диапазоне частот 2,1 ГГц – уже сейчас работает 10 базовых станций, в январе будет подключено еще 15 штук. Вскоре ожидается получение первого варианта соответствующей трубки. Еще одна «терминальная» новость на следующий год – появление двухмодового аппарата Ubiquam, который сможет работать в сетях CDMA-450 и GSM.