ОАО «ТКТ» было создано на базе ГУП «Санкт-Петербургское кабельное телевидение», принадлежавшего правительству Петербурга. В декабре 2003 года контрольный пакет акций ОАО «ТКТ» приобрела инвестиционная компания «Национальные кабельные сети» (НКС). Она представляет собой холдинговую структуру, которой принадлежит еще ряд кабельных активов в Москве и регионах России. Сейчас «ТКТ» является крупнейшим оператором кабельного телевидения на территории Петербурга, в зону его охвата входит порядка 1,4 млн квартир. Полтора года назад компания вывела на рынок услугу цифрового ТВ – «Твое TV» и сейчас, по собственным оценкам, занимает на этом рынке около 30 %.
Одной из базовых задач при акционировании государственного актива стала модернизация сети, включающая запуск интерактивных услуг и доступ в Интернет. Долгое время эта услуга была доступна в тестовой эксплуатации на ограниченном участке в Московском районе (возле ст. м. «Звездная»), в то время как обновление самой сети шло в течение всего времени существования нового акционерного общества (сейчас модернизировано 70 % сети). А в сентябре этого года компания ТКТ запустила игровой и файловый порталы (см. выпуск новостей от 18 сентября 2006 г.). Сегодня у компании действует несколько интерактивных сервисов, объединенных под маркой «Твой.cod»: on-line фотосервис, портал мини-игр, игровой портал, файловый портал и интернет-магазин цифрового контента.
Бренд «Твой Интернет» был выведен на рынок в начале 2005 года», а летом услуга была запущена в коммерческую эксплуатацию. В начале этого года у компании было 2 тыс. абонентов (см. выпуск новостей от 27 января 2006 г.), в сентябре оператор объявил о достижении первого круглого юбилея 10 тыс. абонентов (см. выпуск новостей от 5 сентября 2006 г.). А сегодня число интернет-абонентов ТКТ достигло 20 тыс., таким образом, абонбаза оператора с начала года увеличилась в 10 раз, а прирост за последние четыре месяца составил 100 %. Сегодня услуга предоставляется в Московском, Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Красносельском, Московском, Невском, Петроградском, Петродворцовом, Приморском, Пушкинском и Фрунзенском районах, Колпино и Кронштадте (см. выпуск новостей от 26 сентября 2006 г.). Также ожидается появление компании в Центральном районе Петербурга. При этом, как показывает статистика оператора, лидирующими районами по подключениям являются Адмиралтейский и Московский. По прогнозам, в их число может войти и Петродворцовый, куда компания вышла недавно – в силу фактического отсутствия конкурирующих предложений в этом районе.
В 2007 году компания планирует охватить услугой «Твой Интернет» территорию Петербурга и близлежащих городов Ленинградской области, подключив к своей сети еще 60 тыс. абонентов. Отметим, что сегодняшнее число абонентов на 5 тыс. превысило ожидания, в сентябре компания говорила о 15 тыс. абонентах к концу года. В частности, этого удалось достичь за счет довольно агрессивной маркетинговой политики ТКТ. Напомним, что фактически она началось в конце весны этого года, когда компания значительно изменила свои тарифные линейки (см. выпуск новостей от 3 мая 2006 г.). Также в начале мая оператор в два раза снизил цены на подключение и оборудование (с 1880 до 940 рублей). О следующем снижении стоимости подключения услуги «Твое TV» и «Твой Интернет», которое вместе с оборудованием составило 590 рублей, ТКТ объявила уже в начале июня (см. выпуск новостей от 5 июня 2006 г.). Тогда результатом этого стало подключение в июле около 1,3 тыс. интернет-абонентов и около 1 тыс. абонентов цифрового телевидения. А в течение августа стоимость подключения к услугам составляла 59 рублей (см. выпуск новостей от 11 августа 2006 г.). Как отмечают в компании, за время проведения акции к услуге «Твой Интернет» подключилось 2,5 тыс. пользователей, а к услуге «Твое TV» - 1,8 тыс.
Далее тенденция снижения платы за подключение продолжилась. Так, в октябре - ноябре этого года была проведена акция «Соседи: дружба по расчету», в рамках которой неограниченное число человек могли подключиться к одной из услуг компании: «Твое TV» или «Твой Интернет» за единую фиксированную плату 570 рублей (см. выпуск новостей от 20 октября 2006 г.). А сейчас, до конца декабря, действует специальное предновогоднее предложение, согласно которому стоимость подключение услуги «Твой Интернет» составляет 7 рублей (см. выпуск новостей от 1 декабря 2006 г.). Также на постоянной основе у компании действует акция «Твоя рекомендация», в рамках которой в случае подключения нового абонента к услугам «Твое TV» или «Твой Интернет» по рекомендации уже существующего абонента счет последнего дополняется суммой в размере 300 рублей. Как отмечают в компании, ежемесячно по рекомендации подключается до сотни новых абонентов.
Также сегодня компании проводит широкомасштабную рекламную кампанию услуги «Твой Интернет». Это первое общегородское маркетинговое мероприятие оператора, до этого он ограничивался локальной рекламой услуги «Твой Интернет» в отдельных районах действия. Для кампании выбран слоган «Если бы все было так быстро, как «Твой Интернет»,….», вторая часть которого в зависимости от выбора рекламоносителя, адаптируется под конкретную ситуацию. Примечательно, что до 31 декабря ТКТ проводит акцию «Лучший слоган для «Твой Интернет», по условиям которой абоненту как раз и предлагается придумать окончание этой фразы. Главным призом акции является бонус на счет в размере 3 тыс. рублей (см. выпуск новостей от 15 декабря 2006 г.).
В целом можно отметить, что сегодня ТКТ фактически стала третьим общегородским оператором широкополосного доступа после ADSL-провайдеров «Вэб Плас» и СЗТ (торговая марка «Авангард»). По последним данным «Вэб Плас» обслуживает около 40 тыс. абонентов, на услугу «Авангард» оформлено свыше 46 тыс. договоров. Напомним, что данные операторы также проявляют различные мероприятия, направленные на повышение числа подключений. Так, СЗТ в течение декабря проводит в Петербурге акцию «Новогодний подарок – Авангард». Ее суть заключается в том, что каждому абоненту, оформившему услугу в течение декабря 2006 года в центрах обслуживания клиентов петербургского филиала, вручается сертификат, который позволяет подключиться к услуге «Авангард» за 1 рубль. Сертификат можно реализовать в период с 25 декабря 2006 года по 20 января 2007 года (см. выпуск новостей от 5 декабря 2006 г.). Кроме того, в связи с вводом повременной тарификации на фиксированную связь с 1 февраля 2007 года, СЗТ предложил специальные условия использования услуги для абонентов, выбравших безлимитный тариф на связь. В этом случае предоставляется пакетное предложение, в рамках предусмотрена скидка на совокупное использование обоих сервисов (см. выпуск новостей от 29 ноября 2006 г.).
В свою очередь компания «Вэб Плас» также до конца года проводит акцию, в рамках которой стоимость юбилейного интернет-конверта «10 часов» зачитывается при покупке комплекта подключения ADSL «Вэб Плас». Так, внутри него лежит купон, с которым стоимость комплекта подключения составляет 549 рублей вместо 999 рублей. В эту цену входит подключение ADSL, модем и первый месяц работы в сети (см. выпуск новостей от 3 ноября 2006 г.). «В новом году мы запустим ряд новых проектов и новых предложений, за счет которых мы рассчитываем сохранить наши лидирующие позиции», - говорит руководитель PR-службы компании «Вэб Плас» Виктория Кулибанова.
Также активное развитие ведут операторы домовых сетей. В частности, количество абонентов более 22 тыс. сегодня официально называет компания Z-Telecom, работающая в Калининском, Выборгском, Кировском, Красногвардейском, Красносельском и Фрунзенском районах (правда, оценки конкурентами достижений этого провайдера ниже и колеблются в районе 15 тыс.). В ближайшем будущем компания планирует выйти в Приморский район. Сегодня, по словам генерального директора компании Z-Telecom Дмитрия Анчунова, ежемесячно подключается 2,5 – 3 тыс. абонентов (50 домов), в 2007 году данный параметр планируется увеличить до 5 тыс. абонентов (80 – 100 домов) в месяц. О планах по охвату всего города в 2007 году говорит компания «Корбина Телеком». Сегодня в Петербурге ею подключено более 1,5 тыс. домов во Фрунзенском, Красносельском и Калининском районах. Также идет строительство в Приморском районе. Ежемесячно подключается более 2 тыс. абонентов, и, как отмечают в компании, эта цифра постоянно растет. В скором времени число абонентов достигнет 12 тыс. Также, когда покрытие составит более пяти районов, планируется развернуть более активную маркетинговую политику, будет задействована реклама в метро, на стендах, по ТВ и т.п. К январю 2008 года в Петербурге планируется подключить 100 тыс. абонентов. Для сравнения, сегодня в Москве абонбаза компании насчитывает более 120 тыс. абонентов.
Что же касается ТКТ, то его наравне с ADSL-провайдерами, операторы домашних сетей не рассматривают как конкурента, что связано с иными технологиями представления выделенного доступа. Однако, как одного из основных потенциальных конкурентов на этом рынке они начинают рассматривать сотового оператора «Скай Линк», который, напомним, работает в стандарте CDMA-450, рассчитанном на скоростную передачу данных, и который в ближайшем году намерен резко усилить свои позиции в этом сегменте (см. выпуск новостей от 22 декабря 2006 г.). Как, в частности, отметил директор по маркетингу и развитию бизнеса «Скай Линк - Санкт-Петербург» Дмитрий Малаканчиков, несмотря на то, что услуга беспроводного доступа в Интернет от компании активно продвигается в основном среди мобильных пользователей, значительная часть пользуется этой возможностью со стационарных ПК, и число подписчиков растет.
«У ТКТ, равно как у «Вэб Пласа» и СЗТ, сети построены по другой технологии, дать дешевый Интернет по этим сетям конечно возможно, но если говорить о быстром Интернете (более 2 Мбит/с) и таких стандартных для домашней сети услуг, как обмен ресурсами между абонентами, то тут уже вступает в силу ряд технологических ограничений, - говорит генеральный директор компании «Антхилл» Константин Агафонов. – Расширение зон охвата - сейчас самая приоритетная задача для 90 % домашних сетей, но большая скорость расширения возможна только при появлении крупного инвестора».
«Развитие ТКТ не сильно отразится на операторах домашних сетей, т.к. основными конкурентами для него являются ADSL-провайдеры (кабельные модемы ТКТ схожи с данной технологией). А домовые сети не рассматривают ADSL в качестве конкурента, т.к. сама технология является тупиковой, поскольку она имеет ограничения по скорости. Скорее, конкурентом на этом рынке может стать «Скай Линк», продвигающий свой высокоскоростной Интернет, т.к. он обладает основными конкурентными преимуществами, таким как мобильность, низкая стоимость и оплата только за трафик», - полагает технический директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Олег Лебедев.
Напомним, что к рынку домовых сетей в этом году обратились и ADSL-провайдеры. Тот же «Вэб Плас» этой осенью запустил свою сеть в Приморском районе (см. выпуск новостей от 28 сентября 2006 г.), также опытные фрагменты сети построены и в других районах Петербурга. «Мы только приступили к развертыванию сети, поэтому на данном этапе количество подключенных абонентов не так важно. Мы также пока не проводим рекламные кампании по продвижению домовых сетей, поскольку у нас еще небольшая зона охвата», - отмечает Виктория Кулибанова. Также сконцентрировала свои действия в этом сегменте компания «ПетерСтар», запустив свою сеть в микрорайоне Рыбацкое Невского района (см. выпуск новостей от 31 октября 2006 г.).
Что же касается других интерактивных операторов КТВ, то они пока фокусируются в своих исторических «вотчинах». Напомним, что в Петербурге доступ в Интернет по кабельным сетям предлагают «Теликс», «П.А.К.Т.», «Аврора», «Рико-ТВ», «Доминанта», «Катрина». Вскоре в этот список претендует попасть «дочка» «П.А.К.Т.'а» - «Нескучное ТВ» (см. выпуск новостей от 24 августа 2006 г.).